Продолжаем познавательную страничку.

Очень часто автолюбители не предают должного значения охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя, и в большинстве случаев не то что не меняют охлаждающую жидкость вообще, но даже не знают, что именно залито в систему охлаждения двигателя их автомобиля. Такая беспечность напрасна. Ведь от правильного выбора между тосолом и антифризом зависит дальнейшее техническое обслуживание всего автомобиля.
И так, давайте разберемся что лучше – тосол или антифриз?.

Такое разделение охлаждающих жидкостей на тосолы и антифризы существует только в России. О происхождении и истории возникновения ТОСОЛа уже неоднократно описывалось в различных средствах массовой информации. По данным компании Arteco, до 22% всех поломок прямо, а 40% прямо или косвенно связаны с системой охлаждения двигателя. Поэтому должное внимание охлаждению и правильный выбор охлаждающей жидкости может помочь сохранить деньги и время.

В состав смазывающих охлаждающих жидкостей входят смеси этиленгликоля (изредка в состав входят смеси пропиленгликоля), вода и целый пакет присадок-ингибиторов коррозии. Охлаждающие жидкости разных производителей отличаются друг от друга именно технологией производства присадок, входящих в их состав.

Выбирая смазочную охлаждающую жидкость для своего автомобиля, в первую очередь необходимо изучить руководство по его эксплуатации или сервисную книжку, чтобы узнать рекомендации автопроизводителя и возможные нюансы использования той или иной жидкости, известные последнему. В таком руководстве автопроизводитель может прописать конкретных производителей и наименования смазочно-охлаждающих жидкостей, которые успешно прошли все испытания и тесты (лабораторные, стендовые, эксплуатационные), проведенные автопроизводителем, или же прописать класс таких жидкостей. К ним относятся жидкости, произведенные по одной из следующих технологий:
— традиционной – в состав входят пакеты присадок на основе солей неорганических кислот (нитратов, нитритов, боратов, силикатов, фосфатов, аминов);
— карбоксилатной (ОАТ) – в состав входят пакеты присадок на основе солей органических кислот (карбонатов);
— гибридной – разновидность карбоксилатной технологии, в которой пакеты присадок создаются на основе солей карбоновых кислот с незначительными добавками (силикатов и/или фосфатов).

На российском рынке преобладают смазочно-охлаждающие жидкости, произведенные по традиционной (тосол) и карбоксилатной (антифриз) технологии.

Антифриз имеет немало преимуществ перед тосолом, с которыми обязательно следует ознакомиться:

1. Повышенная эффективность системы охлаждения двигателя.

Охлаждающие жидкости, произведенные по традиционной технологии, образуют защитный слой на поверхности металла, который может достигать 0,5 мм.

Хотя этот слой защищает металл от коррозии, он в то же время значительно ухудшает теплоотвод (до 50%) из-за своей очень низкой теплопроводности. Таким образом тосол работает как своеобразный изолятор, ухудшающий теплопередачу. Следовательно, двигатель начинает работать при более высокой температуре, чем это предусмотрено и рекомендовано автопроизводителем. Это в свою очередь приводит к более быстрому износу двигателя, а также к снижению мощности и большему расходу топлива.

Карбоксилатным охлаждающим жидкостям, например, таким как CoolStream, свойственная повышенная эффективность охлаждения двигателя. Эти жидкости образуют защитный слой исключительно в тех местах, где образуется коррозия толщиной 0,0006 мм (60 ангстрем). А так как на остальной внутренней поверхности защитный слой не образуется, то теплоотвод не ухудшается.

2. Более длительный срок использования карбоксилатной охлаждающей жидкости (антифриза).

Пакеты присадок антифризов состоят из композиций солей неорганических кислот (нитратов, боратов, силикатов, фосфатов, нитритов).

Можно с уверенностью утверждать, что в производстве 90% отечественных охлаждающих жидкостей используются такие ингибиторы коррозии как силикаты и нитриты. При этом силикаты добавляются преимущественно с целью антикоррозионной защиты алюминия, а нитриты добавляются с целью защиты от кавитационной эрозии. Пакеты этих присадок сбалансированы, но в случае нарушения композиции по причине более быстрого расхода одного из составляющих, охлаждающая жидкость теряет свои полезные свойства. Как видно на приведенном ниже графике, силикаты и нитриты истощаются в первую очередь, и уже через 30-40 тыс. км пробега автомобиля охлаждающая жидкость на их основе практически полностью теряет свои защитные качества.

В то же время, антифризы, произведенные по карбоксилатной технологии, сохраняют стабильность практически весь период использования. Благодаря защите, которая действует только в нуждающихся в этом местах, расход присадок происходит значительно медленнее. Например, по этой причине, ресурс эксплуатации антифриза марки CoolStream Premium достигает 250 тыс. км или 5 лет эксплуатации для легковых автомобилей, и 650 тыс. км для грузовых автомобилей; а ресурс эксплуатации антифриза марки CoolStream Standard – 100 тыс. км или 2 года эксплуатации.

3. Превосходная защита алюминия в режиме высоких температур.

В процессе строения современных автомобилей алюминий все чаще используется в качестве конструкционного материала. И эта тенденция последних времен слабо сочетается с охлаждающими жидкостями, произведенными по традиционной технологии — тосолом.

Главным недостатком тосола является неспособность входящих в его состав присадок на основе неорганических соединений защищать алюминий при высоких температурах – выше 105 ºС по Цельсию, и при высоких тепловых потоках. По этой причине большинство автопроизводителей отказались от использования тосола в своих автомобилях.

А карбоксилатные антифризы, наоборот, наилучшим образом защищают конструкции из алюминия и его сплавов.

Для наглядности, в таблице приведены сравнительные результаты высокотемпературного динамического теста на коррозию алюминия в разных охлаждающих жидкостях, доказывающего превосходство карбоксилатных жидкостей над традиционными.

4. Продление срока эксплуатации водяного насоса до полутора раз.

Главной причиной износа водяного насоса является гидродинамическая кавитация. Этот физический процесс заключается в образовании и схлопывании пузырьков газа охлаждающей жидкости у поверхности движущихся лопастей насоса. Когда пузырьки газа хлопают, происходят гидродинамические микроудары по поверхности лопасти, которые вырывают молекулы. При частой эксплуатации и длительном воздействии таких микроударов образовываются каверны (раковины) и разрушаются лопасти.

К сожалению, пока что ни одна из существующих охлаждающих жидкостей не может химическим способом уберечь лопасти насоса, полностью предотвратив данный физический процесс.

Тем не менее, в отличие от традиционных охлаждающих жидкостей, карбоксилатные антифризы, благодаря «адресной» направленности своей защиты, снижают воздействие кавитации и таким образом увеличивают срок использования водяного насоса до 50%.

5. Превосходная защита от кавитации гильз цилиндров двигателя.

Значительному влиянию гидродинамической и высокотемпературной кавитации подвержены также гильзы цилиндров.

6. Высокая стабильность качеств и свойств антифризов.

В традиционных охлаждающих жидкостях используются силикаты, которые имеют негативное свойство образования гелей. Жидкости, в состав которых входят фосфаты, могут образовывать нерастворимые фракции, выпадающие в осадок. Этот осадок наряду с гелями блокирует работу термостата и засоряет радиатор, а в конечном результате нарушает работу системы охлаждения двигателя.

Карбоксилатным антифризам свойственна высокая стабильность качеств и отсутствие образования гелей и осадка в процессе использования.

7. Повышенная совместимость с эластомерами и пластиками.

В системе охлаждения двигателей автомобилей используются пластиковые, эластомерные, резиново-силиконовые и другие подобные материалы, к которым карбоксилатные антифризы абсолютно неагрессивны. Этот факт подтвержден 15-летними практическими испытаниями, проведенными компанией Arteco, миллионами километров пробега и тысячами часов работы двигателей. И как знак доверия к результатам этих испытаний, большое количество автопроизводителей включают антифризы на базе карбоксилатных присадок Arteco в перечень рекомендованных охлаждающих жидкостей.

Читайте также:  Защита картера бмв е36

8. Отсутствие отложений и засоров в радиаторе.

Охлаждающим жидкостям, произведенным по традиционной технологии, свойственно образование осадков и мелких нерастворимых частиц, которые ухудшают теплообмен и засоряют радиатор. Тогда как карбоксилатные антифризы не имеют таких негативных качеств и не образуют отложений и засоров в процессе всего периода их использования.

9. Экологическая чистота карбоксилатных ингибиторов коррозии.

Благодаря продленному сроку эксплуатации (у антифриза под маркой CoolStream Premium(250 тыс. км или 5 лет для легковых автомобилей, или 650 тыс. км для грузового транспорта) автоматически уменьшается количество отработанных охлаждающих жидкостей, которые необходимо утилизировать.

У ингибиторов коррозии на основе карбоксилатов более низкий класс вредности и опасности для окружающей среды, поэтому они более экологичны, чем традиционные ингибиторы.

10. Отличная стабильность в условиях высоких температур.

Современные автомобильные двигатели рассчитаны на повышенную нагрузку при эксплуатации. Автопроизводители закладывают в качестве верхней границы рабочей нормы температуру до 135 ºС и давление до 3 атмосфер.

Полезные свойства традиционных ингибиторов коррозии теряются уже при температуре 105 ºС. При этой температуре ингибиторы распадаются и не могут обеспечить достаточную защиту двигателя при высоких температурах. В то же время, карбоксилатные антифризы сохраняют свою стабильность при вышеописанных условиях и продолжают эффективно защищать двигатель.

Работающий автомобильный двигатель надо охлаждать — эту истину знают все Ведь как ни жаль, но примерно треть энергии, получаемой при сгорании нефтяного топлива, превращается в бесполезное тепло, которое надо отводить от цилиндров и рассеивать в атмосфере. Роль рассеивателя, как известно, выполняет радиатор, а переносчиком тепла служит жидкость, циркулирующая в системе охлаждения. Какие жидкости пригодны для этой цели? Что нужно знать об их особенностях? Полагаем что в преддверии зимы разговор на эту тему уместен и полезен

По таким физическим показателям, как теплоемкость и тепло проводность вода превосходит любые другие жидкие теплоносители, к тому же от бесплатна н всегда под рукой. Неудивительно, что на протяжении многих десятилетий после появления автомобиля на свет в радиаторы без особых размышлений заливали именно воду.

Хотя и недостатков у нее много.

Во-первых, даже в пресной воде неизбежно присутствуют разнообразные минеральные соли (особенно в колодезной и родниковой) , которые потом выпадают в осадок и образуют на деталях слой накипи, своего рода «шубу», из-за которой мотор начинает перегреваться. Для удаления этих отложений разработали особые составы, для профилактики — порошки-«актинакипины», ко применение ясен этой химии хлопотно и обременительно. Можно, конечно, пользоваться дистиллированной водой, в которой нет солей, однако это — удовольствие дорогое, а решает оно всего лишь одну проблему.

Во-вторых, вода вызывает ржавление металлических деталей. От этого никуда не денешься, разве что опять-таки идти на дополнительные расходы и хлопоты, систематически добавляя в систему ингибирующие средства. Делать это придется частенько.

В-третьих с технической точки зрения температура кипения воды весьма невысока. Конечно, в нынешних герметичных системах она поднята по сравнению с ранними открытыми конструкциями,. не имевшими преимуществ перед обычным чайником, однако достигнутый резерв зачастую явно недостаточен. Если припомнить эпоху «водяной монополии», то Москвнч-401 с его открытым радиатором иной раз закипал даже яри подъеме на Воробьевы горы в Москве (которые, если честно, совсем не горы), в то время как у «герметичной» Победы такого позора не случалось. А вот на Кавказе кипела и Победа. приходилось ездить с вентилятором от грузовика. У нынешних машин системы охлаждения и клапаны в пробках рассчитаны на увеличенное давление, поэтому подобные неприятности менее вероятны, но выбросы пара все-таки происходят. Отсюда необходимость ,в периодических доливках воды (приносящих новые порции накипи).

Наконец, четвертое, и самое главное. Как только столбик термометра падает ниже нулевой отметки, вода в системе охлаждения замерзает, увеличиваясь при этом в объеме на 9 %. Образовавшийся лед беспощаден к деталям, внутри которых он находится, и порой разрывает даже чугунные стенки блока. Суммарный ущерб, нанесенный автомобильной технике этим явлением, поистине неисчислим. Если же посмотреть на это дело с другой точки зрения, то разве можно считать нормальной эксплуатацию, когда водитель в зимнее время обязан ежедневно сливать воду из системы, а утром приносить и заливать горячую? А кроме тот, в течение дня регулярно, с точностью часового механиям а навещать свою машину и прогревать ее мотор? Кстати сказать, при таких играх с водой слой накипи растет, как на дрожжах.

Вдобавок нельзя не упомянуть еще об одном обстоятельстве. У нынешних автомобилей системы охлаждения двухконтурные, то есть в не полностью прогретом двигателе жидкость циркулирует по малому кругу и не попадает в радиатор. При выезде это продолжается довольно долго, вполне достаточно, чтобы в радиаторе замерзла даже изначально горячая вода. Сюрприз возможен и в ходе самой поездки, если она связана с остановками и ожиданиями.

Слоном, если ездить на автомобиле не только жарким летом, а круглогодично или хотя бы прихватывая весенне-осеннее межсезонье, то надо использовать охлаждающую жидкость, которая не боится мороза. Называется она антифризом.

КАКИЕ БЫВАЮТ АНТИФРИЗЫ

Поначалу изобретательская мысль пыталась идти самым простым путем. Помните лужи на зимней дороге?, посыпанной солью? Чем более насыщен водный раствор солями, тем ниже температура его замерзании. Стало быть, если приготовить какой-то крепкий рассол, да предусмотрительно ввести в него нужные дозы «антинакипипа», «антиржавина» и прочих «анти» (например, для предохранения резиновых деталей], то вот вам и антифриз. Действительно при хорошей научной проработке такой состав получается хоть и весьма сложным, но» в общем, достаточно работоспособным. С одним лишь «но»; поскольку основа состава — вода, то она преспокойно выкипает, при этом раствор перенасыщается и соли выпадают в осадок, забивая систему. Правда, доливка свежей воды восстанавливает «статус-кво», но во избежание неприятностей надо не упустить критический момент либо просто проверять и подливать волу как можно чаще. В современном автомобиле, согласитесь, такое положение неприемлемо.

Было и другое решение. В 30-е годы получили распространение нехитрые по составу антифризы г представлявшие собой просто разбавленный этиловый или метиловый спирт. Надо полагать, в цивилизованных странах подобный вариант никого не смущал н не травмировал (еще в 70-х, даже 80-х годах в США встречались автомобили, заправленные таким «аперитивом»). Но у нас. Химики корифеи рассказывают такой характерный эпизод. Зимой сорок третьего, когда армия Паулюса была окружена в Сталинграде, немцы готовились нанести деблокирующий удар. Отразить его предстояло танковой армии Малиновского, но для успешных действии боевые машины следовало заправить не водой, а антифризом. Этилового спирта у Ставки было вдоволь, однако полководцы сочли что поставка войску скусительного зелья (по существу — просто водки) приведет к непредсказуемым последствиям. Они знали практику военного дела. После срочного обращения Сталина к Рузвельту американцы самолетами, через Северный полюс, доставили 500 тонн этииленгликоля, что дало возможность вовремя подготовить технику к сражению.

Читайте также:  Уведомление о страховом случае осаго

В послевоенные годы именно этиленгликоль получил повсеместное признание в качестве о основы дли антифризов, применяемых в автомобильных моторах. Его почти монопольное положение сохраняется п мировой практике по сей день

СВОЙСТВА СОВРЕМЕННОГО АНТИФРИЗА

Теплоемкость. По показателям теплоемкости и теплопроводности система «этиленгликоль—вода» почти не уступает чистой поде, с успехом выполняя функции теплоносителя в системах охлаждения автомобильных двигателей.

Морозостойкость. Смесь, состоящая из 56 % этиленгликоля и 44 % водыt сохраняет жидкое состояние до температуры — 40 °С. Увеличение содержания этиленгликоля до 65% понижает точку замерзания до —65 °С Эти температурные пороги стали общепринятыми в мировой практике: первый — для составов самого широкого применения, второй — для антифризов, используемых в условиях особо холодного климата. Надо заметить, что замерзание гликольных антифризов не ведет к опасным последствиям: объем охлаждающей жидкости не увеличивается, а кроме того — не образуется твердая масса: получается своеобразная каша, состоящая из кристалликов воды в среде этиленгликоля. После пуска двигателя она довольно быстро переходит в жидкое состояние, доставляя хлопоты лишь с оттаиванием далеко отстоящей от мотора системы отопления салона. Тем, кому по той или иной причине доводилось летом доливать воду в антифриз, полезно знать, что, например, при уменьшении содержания этиленгликоля до 33 % смесь замерзает при —20 °С, причем это событие также не чревато серьезными неприятностями.

Температура кипения. Чистый этилен гликоль закипает при нагревании до 197 °С, а его смеси с водой, используемые в качестве товарных антифризов, на открытом воздухе кипят при температурах 108—112 °С В герметичных системах эта точка, естественно, повышается и лежит на уровне 120—132 °С (в зависимости от регулировки клапана в пробке). В таких условиях при нормальной эксплуатации (когда не бывает аварийных перегревов двигателя) потери воды на испарение очень малы, на практике их можно просто не принимать во внимание. Понижение уровня охлаждающей жидкости обычно вызывается ее утечками, поэтому для пополнения следует использовать антифриз, а неводу. Контролировать же уровень надо в холодном состоянии, поскольку нагретый этилен гликоль заметно увеличивает свой объем. Кстати, именно эта причина при переходе на постоянное использование гликольных антифризов заставила вводить расширительный бачок в конструкцию системы охлаждения.

Коррозионное действие, Как это ни неприятно, но этиленгликоль оказывает гораздо более сильное коррозийное воздействие на металлы и сплавы, чем обычная вода (в среднем примерно в 2—3 раза). Вызвано это тем. что со временем и под влиянием температурных перепадов продукт окисляется, образуя некоторое количество муравьиной кислоты, Вывод однозначен: в гликолевом антифризе непременно должна присутствовать комплексная и тщательно с балан сированная присадка. содержащая специальные ингибиторы коррозии. Эффективностью этой присадки более всего определяется качественный, потребительский уровень товарного антифриза, Сложность ее разработки в том, что система охлаждения включает в себя множество элементов из самых разных материалов, каждый из которых требует особой защиты. Сюда вплотную примыкает и проблема несовместимости материалов в присутствии жидкости, над чем постоянно работают не только химики, но и конструкторы, Так, например, нельзя допускать соприкосновения деталей из алюминиевых и медных сплавов: ионы меди «прожигают» алюминий, образуя микроотверстия. В свое время этот вывод был получен дорогой ценой. Первую партию самолетов для России, воюющей против Гитлера, американцы постарались укомплектовать получше: блоки алюминиевые, а вот трубочки — медные. Большинству этих машин не удалось преодолеть ледяные просторы Арктики, и лишь долетевшие единицы позволили установить истинную причину такой беды.

Стабильность, По сути это то самое свойство. которое предопределяет срок службы препарата. Задача многогранная, но в целом чисто химическая, хотя в конечном счете она выливается » конкретные потребительские показатели. Высокий уровень стабильности антифриза обеспечивается пакетом присадок — примерно так же, как в моторном масле. Совершенствование этого пакета идет непрерывно и, надо полагать, не закончится никогда. Надо заметить, что у специалистов в ходу более узкое толкование термина «стабильностью так называют требование , чтобы этилен гликоль не разлагался на стенках двигателя и не окислялся в своем объеме.

Низкое ценообразование. Многие знают или слышали, что существует так называемая кавитация — злейший враг гребных винтов на судах, Пузырьки воздуха, образуемые при работе винта, прямо-таки грызут его металл. В автомобильной системе охлаждения та же опасность подстерегает лопатки водяного насоса. Чтобы избежать ее. в пакет присадок вводят специальные вещества, не допускающие появления пены.

Как родился тосол

Освоение производства Жигулей на основе итальянского Flat-124 дало революционный толчок во многих технических вопросах, в том числе инициировало переход на современные охлаждающие жидкости. Свой этиленгликолевый антифриз, выпускавшийся по ГОСТ 159-52 к этому времени у нас был, но по антикоррозионным свойствам он, что называется, «не тянул». Покупать лицензию у итальянцев было накладно, к тому же имелись свои хорошие специалисты, вот только трудились они в сверх закрытом «ящике» и занимались отнюдь не мирными делами. Однако распоряжение «сверху» последовало, и лаборатория под руководством доктора химических наук Н.Чижова, имевшая серьезные наработки в близкой сфере, переключилась на автомобильную тематику. Очень скоро появился на с кет продукт, не уступающий зарубежным аналогам, положительно оцененный специалистами ВA3 а и Fiat, и, что не менее важно, — пригодный для массового изготовления на имеющихся в стране производственных мощностях. Этот- продукт и получил товарную марку Тосол. Выпускался он в трех разновидностях: Тосол А40 широкого применения, замерзающий при температуре —40 °С, Тосол А65 для северных районов (температура замерзания —65 °С), а также концентрат Тосол А, который на месте надо смешивать с водой в нужной пропорции. Продолжительность службы препарата была сформулирована достаточно осторожно: два года или 60 тысяч километров пробега.

Время и накопленный опыт показали, что после некоторой модернизации гарантированный ресурс Тосола может быть увеличен в полтора раза, то есть до трех лет. Модифицированный продукт получил дополнительную букву М в своей маркировке и выпускается уже почти четырнадцать лет.

О СЕГОДНЯШНЕМ РЫНКЕ

Основным отечественным антифризом пока остается хорошо всем известный Тосол А40М. Выпускается и Тосол А65М, а также концентрат Тосол AM. Несмотря на солидный стаж, эти препараты соответствуют современным нормам и требованиям (в частности, они прошли сертификационные испытания во Франции). Антифризы марки Тосол можно применять в автомобилях как отечественного, так и иностранного производства. Но при одном условии — что это действительно Тосол, а не подделка.

Последний тезис заслуживает особого пояснения. В недавнее время на «антифризном фронте» произошли определенные изменения, связанные с приватизацией, акционированием и дроблением государственных предприятий. Теперь производители Тосола называются так: АООТ Синтез в г.Дзержинске Нижегородской области, ТОО Синтек и ТОО Сагоэр в Москве, МП Ютаза в Татарстане, ТОО Солитон на Алтае (г.Славгород). Что же касается «мозгового треста», то бывшая закрытая лаборатория выделилась в самостоятельную исследовательскую организацию под названием ТОО Экситон-М, по лицензии которой все вышеупомянутые предприятия выпускают свою продукцию. Отличительным признаком их изделий служит помещаемый на этикетке зарегистрированный товарный знак в виде вороны, сидящей на бочке (он показан в заставке к нашей статье).

Читайте также:  Датчик температуры за бортом мазда 3

Для полноты картины надо также указать, что в продажу поступает и антифриз Лена-40

— самостоятельная разработка завода Капролактам в Дзержинске, близкая по потребительским свойствам к Тосолу А40М.

Но встречаются в продаже и другие продукты, зачастую использующие в своем названии слово «тосол». Появление их нетрудно объяснить сочетанием местной инициативы с неразборчивым стремлением к выгоде.

Так, есть небольшие предприятия, какимто образом заполучившие (разумеется, без оформления лицензии) рецептуру «фирменного» Тосола и в общем следующие ей. Но, если продукция не прошла полномасштабных испытаний на ВАЗе или в НАМИхим, то кто может поручиться за ее качество? А есть случаи попроще. Делают «нечто», а на этикетке пишут Тосол А50 (такой модификации не существует) или даже Тосол А80 (если цифру 80 считать, как положено, температурой замерзания, то она физически недостижима). А встречается и надпись Тосол-Лена

— мешанина, которая вызывает откровенное недоумение. Понятно, что во всех этих случаях о каких-либо гарантиях и просто о качестве говорить бессмысленно. Что же касается рекомендаций для покупателей, то они просты: искать ворону на этикетке, а также адрес и название производителя.

В заключение надо сказать, что разработчики отечественных антифризов не стоят на месте и не теряют времени даром. Сейчас уже очевидно, что очередная смена поколений в этом деле отнюдь не за горами. Есть и первая ласточка — продукт, разработанный специалистами Экситон-М в содружестве с АвтоВАЗом. У него и потребительские качества очень высоки, и срок службы увеличен. Но подробнее мы поговорим об этом в следующей публикации.

Автомобильный радиатор важнейшая часть системы охлаждения современного автомобиля. Оттого как она работает, зависит собственно и работоспособность двигателя в целом. Безусловно, все знают принцип работы ДВС. Он основан на череде мелких взрывов топлива в блоке цилиндров. Неудивительно, что в результате этого узлы и агрегаты всего механизма в процессе работы разогреваются до очень высоких температур и испытывают колоссальные нагрузки. Если полученную во время работы тепловую энергию своевременно не отводить из моторного отсека, то достаточно будет всего одной поездки, чтобы определенные узлы и агрегаты ДВС полностью вышли из строя. Ради того, чтобы этого не произошло и работает система охлаждения.

Виды систем

В современных автомобилях встречается 3 вида систем охлаждения, каждая из них имеет свои особенности и характеристики:

  • Жидкостная. Самая распространенная. Работает на основе жидкости определенного вида, которая заливается в радиаторы для автомобилей и там циркулирует по кругу
  • Воздушная. Была изобретена еще до появления жидкостной системы. Сейчас она практически не встречается, по причине низкой эффективности. Яркий пример автомобиля с таким охлаждением всем известный запорожец.
  • Комбинированная. Встречается довольно редко и значительно проигрывает жидкостной по всем характеристикам.

Вообще, если говорить о системах в целом, то сегодня на современных автомобилях чаще всего можно встретить именно жидкостную. Причина этого довольно проста – жидкость наиболее эффективно справляются с охлаждением металлических частей автомобильного двигателя. Главное, правильно использовать охладительную систему. А в случае с жидкостной, заливать в нее именно то, что нужно. Для этого, первым делом, следует изучить, из чего состоит система и как она работает.

Конструктивные особенности

Для человека, который незнаком с устройством даже самого примитивного двигателя внутреннего сгорания, система охлаждения может показаться крайне сложным устройством. Однако на самом деле все не так страшно и чтобы разобраться с тем как она работает достаточно изучить лишь конструктивные особенности устройства. Состоит оно из следующих частей:

  • Радиатор. Его устройство схоже с самой обычно батареей в городской квартире. Разница лишь в том, что металлические трубки, из которых состоят радиаторы для автомобилей намного тоньше и сделаны из чистой меди, именно она может стать резервуаром даже для агрессивной химической жидкости.
  • Вентилятор, установлен сразу за радиаторной решеткой. Включается в тот момент, когда радиатор уже не справляется с охлаждением жидкости и создает дополнительных охлаждающий эффект с помощью потоков воздуха с улицы.
  • Проводные каналы и трубки в двигателе – обеспечивает доступ жидкости ко всем элементов двигателя, которые требуют охлаждения.
  • Помпы и насосы, отвечающие за движение жидкости по каналам.
  • Расширительный бачок – вступает в работу когда жидкость сильно нагревается и согласно законам физики начинает расширяться. Фактически бачок принимает на себя излишки охладителя и предохраняет систему от протечки. Кстати, именно в него изначально заливают охладительную жидкость, которая будет циркулировать по системе.

Следует добавить, что в любой системе охлаждения существует малый и большой круг циркуляции жидкости. Изначально когда двигатель только запущен циркуляция идет по малому кругу. Это происходит до тех пор, пока мотор не достигнет нужной температуры, в этот момент откроются специальные перепускные клапаны и жидкость перейдет на большой круг. Именно на нем происходит, и обогрев салона, поэтому тепло в автомобиле всегда становится лишь после того, как двигатель полностью прогреется.

И еще очень важно, чтобы система работала правильно подобрать подходящую жидкость. Давайте поговорим о том, как это сделать.

Что заливать в радиатор?

Итак, на сегодняшний день водители используют 3 вида жидкостей, которые можно заливать в радиаторы автомобилей любого типа:

Первым делом сразу и, без сомнения, отметаем воду. Причина проста жидкость, залитая в радиатор должна не только охлаждать, но и выполнять следующие функции:

  • Предотвращать коррозийные повреждения металлических частей автомобиля.
  • Смазывать подшипники помпы.
  • Иметь градус кипения значительно выше 100 градусов Цельсия.

Вода, как известно, ни под один из этих параметров не подходи и может скорее привести к тому, что мотор проржавеет изнутри. Использовать воду можно исключительно в сложных случаях, когда под рукой нет ничего другого. В дальнейшем рекомендует промыть системы и залить в нее нормальный охладитель.

Тосол или антифриз?

Итак, после того как мы отмели воду остаются еще два варианта тосол или антифриз. В этом случае выбор также очевиден. Идеальная жидкость для автомобильной системы охлаждения именно антифриз. Он содержит все необходимые для охлаждения компоненты, способен защитить мотор от коррозии и обладает эффектом смазки. Тосол же не более чем дешевый аналог антифриза, разработанный советскими инженерами именно для автопрома тех лет и сейчас его использование уже не желательно.

И еще тосол содержит спирт, а антифриз изготовлен на основе этиленгликоля. Смешивать их очень опасно – это может нанести серьезный вред двигателю. Поэтому если вы решили заменить охлаждающую жидкость – прежде всего, следует полностью промыть систему.

Tags
No Tag

No responses yet

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector