Бесперебойная эксплуатация автомобиля во многом зависит от качества используемого горючего. В любом топливе в большей или меньшей степени присутствуют примеси, негативно влияющие на работу двигателя. Поэтому оно должно проходить безусловную многоступенчатую очистку.

Устройство топливного фильтра

Топливный фильтр отвечает за очистку от примесей подаваемого в цилиндры двигателя горючего. Обычно он представляет собой картридж с фильтровальной бумагой.

Основу топливного фильтра обычно составляет картридж с фильтровальной бумагой

Топливный фильтр восстановлению и ремонту не подлежит, а заменяется через определённые интервалы времени. Корпус фильтра с впускным и выпускным штуцерами изготовлен из термостойкого материала. В качестве фильтровального материала используется качественная десятимикронная бумага.

Устройство топливного фильтра довольно простое

На современных автомобилях обычно установлены два фильтра очистки топлива:

  1. Фильтр грубой очистки (ФГО), задерживающий частицы примесей размером более 0,1 мм.
  2. Фильтр тонкой очистки (ФТО), задерживающий частицы размером менее 0,1 мм.

Двухступенчатая очистка обеспечивает надёжную защиту двигателя от попадания в него топлива с примесями.

Виды топливных фильтров

Используемый тип фильтра тонкой очистки зависит от системы подачи топлива. Различают:

    ФТО для карбюраторных двигателей.

В карбюраторных двигателях ФТО расположен перед топливным насосом

Инжекторные двигатели очень привередливы к качеству горючего

Фильтр тонкой очистки дизельного топлива отличается от фильтров в карбюраторных и инжекторных системах

В рамках двухступенчатой системы очистки топливо сначала проходит через фильтр грубой очистки (предварительный фильтр), расположенный, как правило, в бензобаке перед бензонасосом. Затем топливо поступает в фильтр тонкой очистки (финишный фильтр), который задерживает частицы примесей, прошедшие через ФГО.

На бензиновых двигателях в качестве ФГО может использоваться фильтрующий элемент, установленный в погружной насос, а ФТО может быть встроен в бензонасос или в топливную магистраль.

Работу системы очистки топлива в наиболее общем виде можно представить следующим образом:

  • сначала топливо проходит через ФГО, передвигаясь от бензобака по топливопроводу в корпус ФТО через впускной штуцер;
  • в корпусе ФТО горючее проходит через фильтровальную бумагу, на которой остаются наиболее мелкие частицы механических примесей;
  • через выпускной штуцер топливо направляется к двигателю.

Устройство фильтров может меняться. Так, некоторые ФТО изготавливаются с тремя штуцерами — впускным, выпускным и возвратным. Последний предназначен для возвращения бензина в бак при высоком давлении в системе.

Назначение топливных фильтров

Современные авто чрезвычайно чувствительны к качеству горючего. Продаваемое на АЗС топливо уже содержит посторонние примеси. Кроме этого, в бензин или дизельное топливо попадает вода, ржавчина со стенок стальных баков, пыль и грязь от заправочного пистолета.

Современные автомобили чувствительны к качеству топлива

В инжекторных системах механические примеси в топливе могут спровоцировать преждевременный износ и, как следствие, выход из строя форсунок и бензонасоса. Фильтр удаляет конденсат и загрязнения до того, как горючее поступит в систему, предотвращая тем самым неприятные последствия.

Более того, эффективность сгорания очищенного топлива заметно выше. В результате увеличивается мощность двигателя.

В результате несвоевременной замены или выхода из строя топливного фильтра:

  • возникают проблемы с запуском двигателя;
  • образуются засоры в топливопроводах;
  • изнашиваются отдельные элементы системы впрыска;
  • засоряется карбюратор;
  • повышается расход горючего.

Фильтры грубой очистки

ФГО задерживают только крупные частицы примесей в топливе. Изготавливаются они обычно в форме металлической (латунной) сетки, которую можно вынуть, промыть и вернуть на место.

В карбюраторных системах используют несколько сеток грубой очистки с ячейками разного размера.

  1. Сетка с крупным ячейками установлена на горловине бензобака.
  2. Сетка с более мелкими ячейками установлена на топливозаборнике.
  3. Сеткой с самыми мелкими ячейками оборудован впускной штуцер.

Фильтры грубой очистки представляют собой латунную сетку

В случае инжекторного двигателя ФГО с сеткой встраивается в топливный насос бензобака.

Дизельные агрегаты обычно оборудованы фильтром-отстойником. Это, однако, не исключает использование сеток. Фильтр грубой очистки дизельного топлива имеет ряд преимуществ перед сетками, надёжно защищая двигатель от попадания в него капель конденсата. Дизельный ФГО не является одноразовым. Его можно промыть и установить на место.

Конструкция и принцип работы фильтра-отстойника грубой очистки

Фильтр-отстойник состоит из следующих элементов:

  • корпус с крышкой;
  • фильтрующий элемент из алюминиевых пластинок толщиной 0,15 мм с выступами в 0,05 мм — находится на втулке в прикреплённом к корпусу стакане;
  • вкрученная в корпус втулка с резьбой;
  • распределитель, прижимаемый втулкой;
  • уплотняющая паронитовая прокладка между стаканом и корпусом;
  • успокоитель, находящийся в нижней части корпуса.

Дизельные двигатели обычно оборудованы фильтром-отстойником

Фильтр-отстойник работает по следующей схеме:

  1. Через отверстия в распределителе дизельное топливо поступает в фильтр.
  2. Топливо движется ниже в успокоитель — здесь остаются крупные частицы механических примесей и конденсат.
  3. Затем горючее идёт вверх к сетке фильтрующей части, на которой остаются мелкие частицы примесей.
  4. Через топливоотвод горючее поступает в двигатель.

Фильтры тонкой очистки

Основное назначение ФТО — очистка топлива от мелких посторонних частиц, которые не задержал фильтр грубой очистки. Его конструкция практически ничем не отличается от ФГО, а сетка состоит из более мелких ячеек.

Виды фильтров тонкой очистки

Выделяют неразборные (одноразовые) и разборные (многоразовые) фильтры тонкой очистки.

Первые изготовлены из ткани или бумаги, которая складывается в форме спирали или звезды, образуя фильтрующую штору. Спиралевидная форма обеспечивает лучшую очистку из-за увеличенной в 1,8 раза поверхности фильтрующего материала — контакт горючего с фильтром становится более продолжительным.

Неразборные фильтры служат довольно долго

Неразборные фильтры обычно установлены на участке топливопровода перед бензонасосом. В этом месте отсутствует давление, и снижается вероятность протечки.

Основу устройства разборных ФТО составляет латунный или керамический сетчатый фильтрующий элемент. Такие фильтры можно снимать, промывать и чистить.

Наиболее удобными являются фильтры с прозрачным корпусом, так как позволяют визуально оценить степень загрязнения фильтрующего материала.

Прозрачный корпус позволяет визуально оценить степень загрязнённости фильтра

Расположение топливных фильтров

Расположение ФТО зависит от вида транспорта и особенностей его топливной системы. В любом случае он обязательно будет находиться между бензобаком и двигателем. ФТО может быть расположен под днищем или под капотом авто. Возможны варианты его установки в бензобаке вместе фильтром грубой очистки и бензонасосом.

Очистка от крупных загрязнений должна происходить до того, как горючее попадёт в топливную систему. Поэтому ФГО чаще всего расположен в бензобаке. Иногда он может находиться и под днищем машины в моторном отсеке. Фильтр тонкой очистки в этом случае будет установлен между карбюратором и бензонасосом.

Место установки топливных фильтров зависит от системы подачи горючего.

  1. В карбюраторных системах грубая очистка топлива осуществляется в бензобаке. ФТО в этом случае расположен непосредственно перед карбюратором. Он обычно встроен в подводящий к бензонасосу топливопровод. Его легко распознать по прозрачному корпусу.
  2. В инжекторных двигателях ФГО расположен под днищем транспортного средства, а ФТО обычно стоит в бензобаке или около него. Если около бака его нет, а топливопровод идёт из бака под капот, тогда фильтр точно находится в бензобаке.
  3. В дизельных двигателях топливный фильтр имеет внушительные размеры. Установлен он между двигателем и бензонасосом. Найти его можно по топливопроводам — впускной патрубок насоса всегда направлен от фильтра. Расположение ФГО зависит от модели авто, а фильтр тонкой очистки всегда установлен около ТНВД и форсунок.

Найти топливный фильтр можно по топливным магистралям

Сеточные фильтры всегда установлены на стандартные места, и найти их довольно просто. Фильтр-отстойник в любом случае будет находиться около бензобака. Его можно легко найти по патрубкам, идущим от бака.

Порядок замены топливного фильтра

Своевременная замена или очистка топливных фильтров необходима для всех типов двигателей.

  1. В случае бензинового карбюраторного двигателя необходимость очистки топлива диктуется тем, что часто в карбюраторе из-за некачественного топлива засоряются топливные каналы. Более того, отдельные элементы карбюратора могут быть повреждены или разрушены вследствие абразивных свойств примесей.
  2. Инжекторные системы ещё более требовательны к качеству топлива, поскольку оно подаётся в цилиндры небольшими дозами под высоким давлением. Подача топлива осуществляется с помощью форсунок, состоящих из высокоточных элементов (прецизионных пар). Механические примеси в топливе могут повредить поверхность этих элементов, и форсунка выйдет из строя.
  3. Дизельные агрегаты предъявляют ещё более высокие требования к очистке топлива. Здесь прецизионные пары установлены не только в форсунках, но и в насосе, который также может выйти из строя.

Производители утверждают, что менять очиститель дизельного топлива или фильтрующую его часть нужно как минимум единожды в 30 тысяч км пробега.

Топливный фильтр после 30000 км пробега полностью утрачивает свои оригинальные свойства

Читайте также:  Полировка стеклянных фар своими руками

Периодичность замены топливного фильтра определяется:

  • моделью автомобиля;
  • условиями эксплуатации;
  • качеством самого фильтра.

Все топливные фильтры можно разделить на две группы:

  • погружные, расположенные в корпусе погружённого в бензобак насоса,
  • магистральные, расположенные на топливной магистрали между баком и силовым агрегатом.

По типу крепежа выделяют:

  • топливные фильтры, которые можно снять руками;
  • фильтры, установленные производителем на специфический крепёж (для демонтажа приходится покупать специальный инструмент или обращаться на станцию технического обслуживания);
  • фильтры, заменяемые с помощью стандартного набора инструментов.

Для самостоятельной замены топливного фильтра потребуются следующие инструменты:

  • стандартный набор гаечных ключей;
  • отвёртки;
  • защитные перчатки;
  • ёмкость для слива топлива из фильтра;
  • насос или компрессор.

Замена топливного фильтра производится в соответствии со следующим алгоритмом.

  1. Неразборный ФТО на карбюраторном двигателе закреплён хомутами в топливной магистрали. Для его замены следует ослабить хомуты, заменить фильтр на новый и закрепить его.
  2. В случае инжекторных систем получить доступ к ФГО (а иногда и к ФТО) можно через лючок в баке. Фильтр тонкой очистки, расположенный вне бака, меняется после ослабления хомутов бензопровода. Для этого следует:
    • демонтировать заднее сидение;
    • открыть лючок;
    • снять закрепляющую гайку;
    • отсоединить шланги;
    • снять разъем питания бензонасоса;
    • разобрать корпус топливной системы.
    • Наиболее сложно заменить топливные фильтры на дизельном двигателе. Если встроен фильтр-отстойник, его сначала отсоединяют от системы питания. Затем он разбирается с помощью гаечных ключей, а топливо сливается в предварительно подготовленную ёмкость. Фильтр промывается и продувается сжатым воздухом, а фильтрующий материал (если таковой имеется) меняется на новый.

    Разборный ФТО меняется так же, как фильтрующий элемент фильтра грубой очистки, а неразборный фильтр снимается и меняется на новый.

    Чаще всего визуально оценить, требуется ли замена фильтра, невозможно — обычно фильтрующих элементов не видно. Исключение составляют некоторые модели для карбюраторных двигателей.

    Основные симптомы загрязнения топливного фильтра следующие.

    1. Двигатель периодически глохнет.
    2. Двигатель глохнет при снижении оборотов.
    3. Автомобиль тяжело набирает обороты, особенно на подъёме.
    4. Двигатель плохо запускается по утрам.
    5. Увеличивается расхода горючего.
    6. Постепенно снижается мощность мотора.
    7. При нажатии на педаль акселератора автомобиль движется рывками.

    После замены фильтра следует ещё раз проверить надёжность всех соединений и при необходимости подтянуть. В местах соединения фильтров с топливными магистралями не должно быть протечки или отверстий.

    Очистка топливного фильтра

    Очистка возможна только для разборных разновидностей топливных фильтров. В общем виде порядок действий при промывке следующий.

    1. Фильтр снимается и протирается сухой ветошью.
    2. Откручиваются болты крепления крышки, крышка снимается.
    3. Вытаскивается фильтрующий элемент.
    4. Внутренняя часть корпуса протирается сухой тканью без ворса.
    5. Фильтр и пробка промываются ацетоном и продуваются сжатым воздухом.
    6. На фильтр надевается новое уплотнительное кольцо.
    7. Фильтр ставится на место и подсоединяется к топливным магистралям.
    8. До краёв фильтра заливается бензин.
    9. Закручивается крышка.
    10. Закрывается пробка.

    Проводить очистку или полную замену очистителя горючего в бензиновых автомобилях необходимо каждые 60–100 тысяч км пробега.

    На карбюраторных двигателях фильтры грубой очистки обслуживаются следующим образом.

    1. Из топливной горловины вытаскивается сетка.
    2. Если сетка забита грязью, её промывают в бензине и продувают струёй сжатого воздуха.
    3. Из бензобака достаётся топливозаборник.
    4. Снятая с топливозаборника сетка чистится аналогично сетке с топливной горловины.
    5. Откручивается впускной штуцер карбюратора.
    6. Сетка из впускного штуцера карбюратора промывается и продувается.

    После очистки и установки фильтров на место, следует запустить двигатель и дать ему поработать около минуты на холостых оборотах. После этого необходимо осмотреть места соединений фильтров на предмет протечки топлива.

    Особенности фильтров для дизельного топлива

    Основная задача очистки дизельного топлива — предотвращение попадания конденсата в двигатель. Вода в большинстве случаев отделяется от топлива фильтром-сепаратором.

    Фильтр очистки дизельного топлива должен подогревать горючее и защищать двигатель от попадания конденсата

    Кроме того, свойства дизельного топлива изменяются при понижении температуры. Поэтому фильтр должен быть адаптирован к холоду. Эта проблема решается добавлением в фильтр системы подогрева (например, штора может быть бумажной, способной проводить ток). Таким образом поддерживается оптимальная температура смеси холодного топлива из бака и подогретого из фильтра.

    Некоторые модели топливных фильтров для дизельных двигателей имеют систему для отделения конденсата и датчики, показывающие содержание воды в топливе.

    Критерии качества топливных фильтров

    Дешёвые топливные фильтры низкого качества не способны защитить части двигателя, соприкасающиеся с горючим, от преждевременного изнашивания и ржавчины. Причины этого следующие:

    • фильтрующий материал может порваться в процессе работы;
    • такие фильтры быстро засоряются и не пропускают горючее;
    • дешёвые фильтры имеют низкую поглощающую способность;
    • некачественный материал фильтра не сможет задерживать мелкие частицы примесей.

    Фильтрующий элемент качественного фильтра не порвётся, а примеси в топливе не повредят форсунки.

    Причины выхода из строя топливного фильтра

    Основная причина преждевременного выхода из строя топливного фильтра в подавляющем большинстве случаев — низкое качество горючего. В результате:

    • засоряется фильтрующий элемент, и топливо с трудом течёт по магистралям;
    • разъедается фильтрующий материал, забиваются и выходят из строя форсунки и другие элементы системы подачи топлива.

    Видео: замена топливного фильтра

    Своевременная очистка или замена топливного фильтра — гарантия длительной бесперебойной эксплуатации вашего автомобиля. Особое внимание при этом стоит уделить качеству приобретаемых новых изделий. А заправляясь только на проверенных АЗС, вы сможете избежать внеплановой замены фильтра. Удачи на дорогах!

    Современные системы водоснабжения и отопления невозможно представить без фильтров. Эти устройства очищают воду от грязи, продуктов коррозии и шлама (рис. 1), вредных субстанций и даже микроорганизмов. И не важно, коттедж это или квартира в многоэтажке, централизованное или автономное тепло- и водоснабжение, без фильтра не обойтись. На рынке представлено большое многообразие различных фильтров, но в этой статье будут рассмотрены самые распространенные и незаменимые фильтры грубой очистки воды. В среде сантехников эти устройства называют грязевиками или сокращенной аббревиатурой «ФГО».

    Рис. 1. Всё это могло попасть в квартирную систему

    По принципу действия фильтры грубой очистки относятся к механическим, т.к. для их работы не требуются химические реагенты. В советское время фильтры такого типа устанавливались, как правило, только на внутридомовых вводах. В последние годы требования к качеству воды и теплоносителя возросли, т.к. здания стали насыщаться приборами и арматурой, весьма чувствительной к загрязнению рабочей среды. К тому же состояние наружных инженерных сетей с каждым годом ухудшается. Более 50 % инженерных сетей в России требуют замены, и около 15 % находятся в аварийном состоянии. Весомый «вклад» в загрязнение трубопроводов вносит и специфическая «технология» аварийного ремонта, после которого и без того загрязненные магистрали пополняются песком и мусором. Все эти факторы требуют применения ФГО на системах водоснабжения в каждой отдельно взятой квартире.

    Отсутствие фильтра на вводе в квартиру может ускорить выход из строя водосчетчиков и бытовой техники (стиральных и посудомоечных машин), а также снизить эффективность фильтров тонкой очистки. Действующие сейчас строительные нормы (СП 30.13330.2012 «Внутренний водопровод и канализация зданий») регламентируют обязательную установку механических или магнитно-механических фильтров перед водосчетчиками.

    Степень очистки ФГО зависит от конструкции фильтроэлемента. Чем меньше размер его ячейки, тем выше степень очистки, но тем большее гидравлическое сопротивление будет создавать фильтр. В связи с этим подбор фильтра лучше всего поручить специалисту.

    Крупнейший производитель и поставщик инженерной сантехники на рынке России и всего постсоветского пространства – компания VALTEC – предлагает широкий спектр фильтров грубой очистки для внутридомовых сетей.

    Наиболее востребуемые ФГО – это косые фильтры. Они имеют простую конструкцию и являются самыми дешевыми из фильтров. VALTEC предлагает несколько вариантов косых фильтров, отличающихся по конструкции резьбовых патрубков и габаритам (рис. 2):

    • VT.192 – фильтр с внутренней резьбой от 1/2 до 2";
    • VT.191 – фильтр с наружной резьбой на входе и внутренней на выходе 1/2";
    • VT.190 – фильтр с наружной резьбой 1/2".

    Рис. 2. Косые фильтры грубой очистки (слева направо): VT.192, VT.191, VT.190.

    Все модели косых фильтров VALTEC могут использоваться в трубопроводных системах с максимальной температурой рабочей среды до 150 °С. Фильтрующая способность для моделей диаметром до 1" составляет 500 мкм. Фильтр состоит (рис. 3) из корпуса 1 (горячепрессованная никелированная латунь CW617N), латунной пробки 2, фильтроэлемента 3 (нержавеющая сталь AISI 316) и тефлоновой прокладки 4. Пробка фильтра имеет пломбировочное отверстие, необходимое при установке этого элемента перед водосчетчиком. Обслуживание косого ФГО заключается в периодической очистке фильтроэлемента. Для этого необходимо открутить пробку и извлечь фильтроэлемент для очистки и промывки.

    Читайте также:  Зил ммз 4502 самосвал

    Рис. 3. Конструкция косого фильтра VALTEC

    Пример применения косого фильтра VT.190 приведен на рис. 4.

    Рис. 4. Косой фильтр VT.190 на квартирном вводе водопровода

    Кроме косых фильтров в «арсенале» VALTEC есть несколько моделей прямых ФГО (рис. 5):

    • VT.385 – компактный прямой фильтр, имеющий пробку с резьбой 1/2";
    • VT.387 – прямой фильтр с наружной и внутренней резьбой;
    • VT.388 – прямой фильтр с внутренней резьбой.

    Рис. 5. Прямые фильтры грубой очистки VALTEC (слева направо): VT.385, VT.387, VT.388

    Конструкция прямых фильтров такова, что поток рабочей среды при входе в фильтроэлемент поворачивает на 90°, создавая турбулентный вихрь, омывающий сетку (рис. 6. Это способствует более эффективной очистке, препятствуя нарастанию на сетке коллоидных и волокнистых частиц. В процессе очистки задействована одновременно вся площадь фильтроэлемента. Прямые фильтры VALTEC снабжены фильтроэлементами с размерами ячеи 300 мкм, что является оптимальным для защиты от засорения квартирных редукторов давления, водосчетчиков, термостатов, смесителей и прочей водоразборной арматуры.

    Рис. 6. Конструкция и принцип работы прямых фильтров

    На фильтре VT.385 вместо пробки может быть установлен дренажный кран (1/2"), что упрощает процесс его промывки.

    Для удобства обслуживания на моделях VT.387 и 388 применены заглушки с внутренней резьбой. Благодаря этому и наличию уплотнительного кольца из EPDM резьба заглушки не контактирует с водой и не прикипает к корпусу фильтра.

    Прямые фильтры могут применяться на трубопроводах с давлением рабочей среды до 16 бар и температурой до 110 °С. Фильтры выпускаются с диаметрами условного прохода 1/2 и 3/4". Не всегда существующая разводка сантехнических систем позволяет применить стандартные изделия. Когда необходимо установить ФГО на вертикальный трубопровод с подачей воды снизу вверх, обычные косые и прямые фильтры неприменимы, т.к. это приводит к засорению нижнего отвода трубопровода (рис. 7).

    Рис. 7. Прямые и косые фильтры на вертикальном участке с движением воды снизу-вверх (ошибка)

    В таких случаях необходимо делать горизонтальный участок трубопровода с установкой на нем ФГО. Однако не всегда рабочее пространство позволяет это сделать. На выручку приходит универсальный фильтр VALTEC VT.386 (патент № 2464479). У этого фильтра ось фильтровальной камеры развернута на 75° по отношению к оси трубопровода. Благодаря этому нерастворимые частицы, окалина и прочие загрязнения не имеют возможности поспасть обратно в трубу, опуститься вниз при остановке потока, а остаются в фильтровальной камере (рис. 8).

    Рис. 8. Внешний вид, конструкция и работа фильтра VT.386 на вертикальном участке с движением воды снизу-вверх

    Всем знакома ситуация, когда после проведения ремонтных работ или кратковременного отключения трубопровода из смесителя льется мутная жидкость коричневого цвета (рис. 9). Если налить эту жидкость в бутылку, через небольшой промежуток времени можно заметить, что верхняя часть жидкости в бутылке станет прозрачной, а в нижней скопится темный осадок. Реакция осадка на поднесенный магнит доказывает, что он представляет собой гидроокислы железа, в быту называемые «ржавчиной». Частицы ржавчины столь малы, что способны беспрепятственно пройти даже через фильтры с размером ячеи 100 и 50 мкм.

    Рис. 9. Мельчайшие частицы ржавчины не задерживаются обычным фильтром

    Больше всего от ржавчины страдают тахометрические водосчетчики. Попадая в крыльчатку водосчетчика, частицы ржавчины притягиваются к встроенному в ось крыльчатки магниту (рис. 10), который передает вращение счетному механизму. Нарастание частиц приводит к замедлению вращения крыльчатки, а затем и к полной остановке прибора. Для производителей такое явление не является гарантийным случаем, и потребитель вынужден оплачивать приобретение нового счетчика.

    Рис. 10. Ржавчина выводит из строя крыльчатые водосчетчики

    Специалисты VALTEC, понимая острую необходимость решения этой проблемы, предложили простой, но действенный выход. Перед водосчетчиком устанавливается фильтр с магнитным уловителем VT.384 (рис. 11). Он представляет собой прямой фильтр с присущими ФГО этого типа преимуществами, а впрессованный в пробку постоянный магнит позволяет улавливать магнитные вещества (металлические частицы, окалину и т.п.) гораздо меньшие по размеру, чем ячея сетки фильтра (300 мкм).

    Рис. 11. Конструкция фильтра с магнитным уловителем VT.384

    Для обслуживании фильтра требуется отвернуть заглушку с внутренней резьбой, провести очистку сетчатого фильтроэлемента, колбы и снять образовавшуюся металлическую «шубу» со стержневого магнита.

    Все большей популярностью в системах квартирного водоснабжения пользуются промывные фильтры. Они позволяют выполнять очистку фильтра без его отключения и разборки. Промывной каскадный фильтр VALTEC VT.389 (рис. 12) оснащен двумя фильтроэлементами из нержавеющей стали (один в другом) с размером ячеек 1000 и 250 мкм, манометром для контроля давления и дренажным краном для промывки.

    Рис. 12. Внешний вид и конструкция каскадного фильтра VT.389

    Корпус и колба фильтра выполнены из никелированной латуни марки CW617N. Наличие двух фильтроэлементов разной пропускной способности и образование вихревой турбулентности обеспечивает ступенчатую очистку и увеличивает периодичность обслуживания фильтра. В настоящее время промывной фильтр VT.389 выпускается трех типоразмеров: 1/2, 3/4 и 1". Уникальность фильтра, в сравнении с аналогами, заключается в минимальных габаритах при высоких очистных характеристиках (патент RU 111451 U1). Монтировать промывной фильтр следует колбой вниз. До и после фильтра необходимо установить запорную арматуру для возможности извлечения фильтроэлементов. Наилучшим способом промывки фильтра является обратная промывка, но для ее реализации потребуется монтаж дополнительного участка обводного трубопровода.

    Рекомендации по монтажу, промывке и определению степени загрязненности фильтра приведены в паспорте этого изделия.

    Специально для систем полипропиленовых трубопроводов фирма VALTEC выпускает приварные ФГО с корпусом из полипропилена (рис. 13):

    Рис. 13. Фильтры грубой очистки с полипропиленовым корпусом

    Эти фильтры предназначены для систем с номинальным давлением до 25 бар и температурой рабочей среды до 90 °С. Размер ячеи фильтроэлемента – 300 мкм. Фильтры с полипропиленовым корпусом соединяются с трубопроводом методом полифузионной сварки.

    Несмотря на то, что все ФГО достаточно просты по конструкции, это не отменяет требований по их грамотному монтажу и эксплуатации. Наиболее частыми ошибками монтажников являются следующие:

    • направление потока рабочей среды не совпадает с направлением, указанным стрелкой на корпусе фильтра. Такая ошибка приводит к тому, что шлам накапливается не в фильтровальной камере, а вне её;
    • фильтр устанавливается пробкой или заглушкой вверх. При такой установке шлам не оседает в фильтровальной камере (рис. 14), а остается в трубопроводе до фильтра, что может вывести из строя расположенную перед фильтром водозапорную арматуру;
    • косой или прямой фильтр устанавливается на вертикальном участке трубопровода при восходящем потоке без устройства горизонтального участка. В этом случае шлам, оседая в нижнем отводе трубопровода может со временем полностью перекрыть трубопровод (рис. 15).

    Рис. 14. Ошибка монтажа: фильтр установлен колбой вверх

    Рис. 15. Ошибка монтажа: косые фильтры на вертикальном участке при восходящем потоке

    Какой бы фильтр ни выбрал потребитель, главное, чтобы это устройство соответствовало требованиям и особенностям конкретной системы, а при монтаже и эксплуатации были соблюдены строительные нормы, правила и рекомендации производителя. Только в этом случае ФГО будет служить верой и правдой не одно десятилетие.

    Какой бы глубокой не была скважина, расположенная на Вашем участке – качество воды в ней все равно будет не идеальным. И для того, чтобы водопроводная система не загрязнялась всевозможными примесями (от железа до песка и ила) – актуальна установка системы очистки, которая будет предотвращать попадание грязи.

    Фильтр грубой очистки

    Это благоприятно скажется как на вкусе и качестве питьевой воды, так и на состоянии оборудования (котла, стиральной машины, запорно-регулирующей арматуры, трубопровода), которое также страдает от загрязненной жидкости. И самым первым этапом избавления от примесей является чистка воды на фильтре грубой очистки.

    1 Назначение и особенности фильтров

    Как можно понять из названия, фильтр грубой очистки необходим для улавливания самых крупных взвесей, которые могут содержаться в поступающей в дом (квартиру) воде. Это, в первую очередь – песок, ил, различная органика. По этой причине устройство устанавливается в самом начале системы очистки – перед фильтрами других типов.

    Его установка необходима по следующим причинам:

    • фильтр предотвращает попадание твердых взвесей в систему водопровода и отопления;
    • следующие следом фильтры (тонкой очистки, аэрационные, обезжелезиватели, умягчители) получают меньшую нагрузку – за счет того, что до них попросту доходит меньше примесей.

    Как следствие из первого пункта – предотвращается попадание грязи в оборудование:

    • внутрь стиральной машины;
    • бачка унитаза;
    • насоса;
    • водонагревателя;
    • гидроаккумулятора;
    • кранов;
    • посудомоек.

    Виды фильтров грубой очистки воды различных типов.

    Каждое из перечисленных выше устройств имеет определенное требование к качеству воды. К примеру, установка стиральной машины (а также посудомоек и котлов) должна выполняться только при наличии фильтра – этот пункт отдельно указывается в инструкции.

    Читайте также:  Как узнать ширину колеса

    В противном случае срок работы стиральной машины существенно сокращается – поскольку устройство ее достаточно сложное, и твердовзвешенные примеси могут повредить отдельные детали.

    Да и обычный водопроводный кран на Вашей кухне также вряд ли хорошо перенесет наличие грязи в воде – его запорно-регулирующее устройство (шар с отверстием) может забиться или начать хуже открываться-закрываться. Особенно этот нюанс касается дорогостоящих устройств – той же стиральной машины от какого-нибудь известного бренда, в первую очередь.

    Помимо этого, плохое качество воды способно навредить и счетчикам – покупка и установка которых стоит также недешево.

    Что касается фильтров другого типа – их работа (при наличии этапа грубой очистки воды) существенно упрощается – поскольку в них будет поступать меньшее количество примесей. Как следствие – Вам придется реже менять картриджи, а значит – экономить.

    Помимо применения в квартирах и домах, использование устройств этого типа не менее актуально и на производственных объектах – промышленный фильтр грубой очистки в этом случае исполняет ту же функцию:
    к меню ↑

    2 Какие есть разновидности фильтров грубой очистки?

    Само по себе устройство фильтра предельно простое: по сути, это металлическая сетка, которая улавливает примеси из воды. Она заключается в корпус (обычно – металлический), который имеет входящий и выходящий патрубок.

    Прямой фильтр грубой очистки с манометром для контроля давления.

    Ниже патрубков располагается часть, именуемая отстойником – отделом, где, собственно, и происходит фильтрация. Вначале в этой части снижается скорость воды – что позволяет примесям оседать на дно корпуса, а не уноситься дальше. Затем – жидкость проходит через сетку, которая и задерживает грязь.

    Конструктивно исполнение фильтра грубой очистки может отличаться по ряду параметров, которые следует рассматривать отдельно.

    В первую очередь следует упомянуть материал, из которого изготавливается сетка. Чаще всего – это сталь, реже – бронза или латунь. Эти прочные соединения устойчивы к механическим повреждениям и выдерживают перепады давления.

    Отличие имеется в способе подключения – фильтр может монтироваться в систему посредством муфтового или фланцевого соединения. Различие это предопределяется размерами трубы – при диаметре в 2 дюйма и более используется фланец, если меньше – муфта.

    Такими способами обычно монтируется промышленный вариант, в других же случаях используются резьбовые фильтры. Такие бытовые модели актуальны на трубопроводах, проводимых внутри квартир и жилых коттеджей. В этом случае установка может производиться как непосредственно с трубой, так и посредством «американки».

    Размер пор – собственно, ключевой качественный параметр, влияющий на то, насколько хорошо фильтр сможет почистить воду. Чем меньше размер ячеек сетки – тем, естественно, больше грязи она сможет удержать. Для фильтра грубой очистки этот параметр варьируется от 50 до 400 мкм.

    По расположению отстойника изделия также можно разделить на две категории:

    Косой фильтр грубой очистки воды.

    В первом случае отстойник располагается перпендикулярно потоку воды, образуя Т-образный корпус со входным и выходным патрубками. Благодаря такому решению этот отдел может иметь достаточно крупные размеры. Следовательно – прямой отстойник сможет лучше очистить проходящую через нее воду.

    Косое исполнение корпуса легко определить визуально – в этом случае отстойник устанавливается под углом к потоку воды. Это снижает эффективность по сравнению с прямым фильтром. Ненамного, конечно – бытовые фильтры этого типа тоже успешно справятся с задачей.

    Однако применять их лучше всего там, где установка прямой модели попросту невозможна – из-за недостатка свободного пространства (к примеру – когда трубопровод пролегает слишком близко к полу или к другой трубе).

    Одним из относительно новых и очень полезных нюансов является еще и способ очистки самого фильтра – ведь отстойник рано или поздно переполнится накопившейся грязью, которую нужно будет оттуда удалять. В этом плане изделия делятся на две категории:

    1. Грязевик.
    2. Фильтр с системой промывки.

    Первый вариант – непромывной. К этой категории относятся косые устройства и некоторые прямые. В этом случае отстойник закрывается снимающейся крышкой – через которую можно очистить устройство от грязи.

    Его недостаток заключается в том, что чистка в этом случае требует разборки устройства – крышку придется вначале открутить, а затем – установить обратно.

    Прямой фильтр грубой очистки воды с манометром и сливным краном.

    Второй вариант более удобен – в этом случае корпус комплектуется краном. Чистка проводится предельно просто: кран открывается, и отстой сливается в подставленную емкость.

    В продаже можно найти еще более совершенный вариант – самоочищающийся фильтр грубой очистки. Такое устройство комплектуется двумя датчиками – один устанавливается на входе, второй – на выходе. Замеряя давление, датчики фиксируют его перепад – если на выходе (после очистки) оно снижается – значит, самоочищающийся фильтр загрязнился.

    Чистка его производится через клапан, который открывается и выпускает осадок. Самоочищающийся фильтр хорош тем, что Вам не придется следить за состоянием узла – он в автоматическим режиме сможет установить необходимость очистки и выполнить ее.

    Наиболее известным представителем, выпускающим такие модели, является компания Honeywell. Фильтры от Honeywell применяются чаще всего в промышленности, однако и для бытовых задач предприятие также выпускает ряд моделей, подходящих для водоснабжения.

    Конечно, стоят устройства Honeywell на порядок дороже, чем более простые варианты – это, по сути, является их единственным минусом.

    Датчиками давления комплектоваться может не только самоочищающийся фильтр грубой очистки – на обычных устройствах (которые приходится чистить вручную) также могут устанавливаться манометры. По ним можно замерять давление, и точно определять, когда именно нужно почистить отстойник.

    Сетка фильтра грубой очистки воды.

    Еще одним полезным дополнением, которым может комплектоваться фильтр грубой очистки, является редуктор. Таким обычно комплектуются дорогостоящие варианты – та же продукция Honeywell, к примеру.

    Использование такого механизма позволяет снижать давление воды на входе в фильтр – тем самым улучшая качество очистки. Вдобавок это гасит гидроудары в системе – что также важно и полезно. Использование таких устройств (не важно – Honeywell или от других марок) актуально и в промышленности, и в быту.

    Ну и напоследок можно коснуться еще и вопроса о производителях – ведь не только Honeywell выпускает фильтры грубой очистки воды. Составим список из наиболее известных брендов:

    Как уже упоминалось выше – Honeywell известен прежде всего в промышленной сфере, как производитель запорно-регулирующей арматуры. Так что в продаже чаще всего можно встретить продукцию других брендов.
    к меню ↑

    3 Правила монтажа

    Правильная установка фильтра – вопрос достаточно важный (не имеет значения, какой именно вариант будет устанавливаться – обычный дешевый грязевик или же дорогой самоочищающийся). Рассмотрим, где и как нужно правильно установить этот узел:

    Прямой фильтр грубой очистки воды.

    1. Установка должна осуществляться до счетчика.
    2. Правильно расположить фильтр следует на горизонтальном участке (актуально только для прямых моделей – косые можно устанавливать и на вертикальных сегментах трубопровода).
    3. Установка косого фильтра осуществляется отстойником вниз.
    4. Чтобы правильно установить узел – обращайте внимание на направление стрелки на корпусе: оно должно совпадать с направлением тока жидкости.

    Как вариант – фильтры можно устанавливать отдельно перед каждым устройством. В первую очередь это актуально для стиральной машины и посудомойки – эта техника наиболее требовательна к качеству используемой воды.
    к меню ↑

    3.1 Этапы очистки фильтра

    Если у Вас установлен не самоочищающийся фильтр – время от времени узел будет требовать очистки. Правильно почистить его можно и собственными руками. Причем делать это следует регулярно – иначе напор воды в систему будет ослабевать.

    Проще всего очистка реализована у устройств, имеющих кран – в этом случае достаточно просто открыть его, и слить отстой в подставленную емкость. Для грязевиков процедура будет немного сложнее:

    1. Подачу воды до и после фильтра следует перекрыть.
    2. Требуется открутить гайки на крышке фильтра (с помощью разводного ключа).

    Будьте готовы к тому, что при послаблении крепежей из-под крышки польется вода. Так что прежде чем открутить гайки – подготовьте какую-нибудь емкость и подставьте ее под фильтр.

    После того, как вода стечет – можно доставать из фильтра сетку. Ее следует очистить от ржавчины, налета, окалины – просто промыв под проточной водой. После чего промыть можно и сам фильтр – приоткрыв кран на подаче воды. Затем можно устанавливать сетку на место и закручивать крышку.

    Tags
    No Tag

    No responses yet

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock detector