ГАЗ-66-11. Система зажигания

На автомобилях применяют батарейную бесконтактную транзисторную систему зажигания, которая состоит из источника электрической энергии, катушки зажигания, датчика-распределителя зажигания, транзисторного коммутатора, добавочного резистора, свечей зажигания, проводов и выключателя зажигания. Для снижения уровня радиопомех на автомобилях ГАЗ-66-14, ГАЗ-66-15

применяют экранированный датчик-распределитель. катушки зажигания, заэкранированные свечи зажигания и провода. Система зажигания имеет резервный режим работы в случае выхода из строя транзисторного коммутатора и низковольтной части датчика-распределителя. В этом случае система зажигания работает с электромагнитным вибратором. Схема системы зажигания дана на рис. 207.

Рис. 207. Схема системы зажигания:
1—коммутатор: 2—дроссель; 5—диод 2Д203А; 4—конденсатор К73-17-400—0,022 мкФ; 5—конденсатор К73-17-250—1,0 мкФ; 6—транзистор 2Т808Б; 7—стабилитрон 2С980А; 8—диод 2Д106А; 9—транзистор 2Т809А; 10—резистор МЛТ-0,5—10 Ом; 11—резистор МЛТ-0,5—3 кОм; 12, 19, 32—конденсаторы К73-17-250—0,047 мкФ; 13—резистор МЛТ-0,25—82 Ом; 14—резистор МЛТ-2—62 Ом; 15—конденсатор К73-17-250—0,22 мкФ; 16—резистор МЛТ-2—20 Ом; 17, 2/—транзисторы 2Т630Б; 18, 22, 29— резисторы МЛТ-0,25— 1 кОм; 20, 27—резисторы МЛТ-0,25—47 кОм; 23—резистор МЛТ-2—20 Ом; 24— стабилитрон 2С119А; 25—диод 2Д102Б; 26—конденсатор К50-15-160—10,0 мкФ; 28—резистор МЛТ-0,25—130 Ом; 30—стабилитрон 2С515А; 31—конденсатор К50-15-50—47 мкФ; 33—диод 2Д102Б; 34—обмотка статора датчика; 35—датчик; 36—постоянный магнит; 37—выключатель батареи; 38— обмотка вибратора; 39—вибратор; 40—катушка зажигания; 41—вторичная обмотка; 42—первичная обмотка; 43—добавочный резистор; 44—конденсатор К42-18-5—0,2 мкФ; 45—дополнительное реле стартера; 46—аккумуляторная батарея; 47—амперметр; 48—выключатель зажигания; 49—свеча зажигания; 50. 51—помехоподавительные резисторы; 52—распределитель

Техническая характеристика система зажигания

Катушка зажигания. Для неэкранированной системы зажигания применяется катушка Б116, а для экранированной — катушка Б118.

Катушка Б118 отличается от катушки Б116 наличием экрана. Сопротивление обмоток при температуре 15. 35°С: первичной 0,43 Ом, вторичной 13 000. 13 400 Ом.

Техническое обслуживание катушки зажигания. Для предохранения от возможного пробоя пластмассовой крышки катушку очищают от грязи, пыли и масла, проверяют надежность крепления проводов высокого и низкого напряжения. При неработающем двигателе не оставляют включенным зажигание во избежание

перегрева катушки, приводящего к выходу ее из строя. Ввиду того что один конец вторичной обмотки соединен с корпусом катушки, при ее установке обеспечивают надежный электрический контакт с двигателем.

Причины возникновения неисправностей катушки зажигания: пробой изоляции; межвитковое замыкание; трещины пластмассовой крышки; прогар крышки катушки зажигания из-за недосыла высоковольтного провода в гнездо.

В обмотках катушки дефекты чаще всего появляются из-за их перегрева и работы с увеличенными зазорами свечей (более 1,3 мм).

Перегрев происходит главным образом при включенном зажигании, но незаведенном двигателе.
Прежде чем снять катушку для замены, убеждаются в исправности и надежности присоединения проводов к клеммам катушки. Проверяют катушку на специальном стенде. Исправная катушка должна обеспечивать бесперебойное искрообразование на трехэлектродном игольчатом разряднике с искровым зазором

в 7 мм, при оборотах валика распределителя от 20 до 1825 об/мин и окружающей температуре 25 °С. Если катушка не удовлетворяет этим требованиям, ее заменяют. Исправность катушки можно проверить, перейдя на резервную систему зажигания, как это указано в разд. «Проверка системы зажигания на автомобиле».

Добавочный резистор 43 (см. рис. 207). На автомобилях применяется резистор 14.3729, который

состоит из двух секций. Сопротивление между выводами «+» и С 0,66. 0,76 Ом, а между выводами С и К 0,47. 0,57 Ом. Причиной возникновения неисправности резистора обычно является перегорание спирали.

Читайте также:  Как очистить отражатель фары

Датчик-распределитель зажигания. На автомобилях ГАЗ-66-11 и ГАЗ-66-12 применяется датчик-распределитель 24.3706, а на автомобилях ГАЗ-66-14 и ГАЗ-66-15 датчик-распределитель Р362. Датчик-распределитель 24.3706 отличается от датчика Р362 наличием экрана. Устройство датчика-распределителя зажигания 24.3706 показано на рис. 208. Он представляет собой генератор, который предназначен для выработки импульсов напряжения управления, а также для распределения импульсов тока высокого напряжения по свечам и для автоматического регулирования момента зажигания в зависимости от оборотов и нагрузки. Автоматическая регулировка момента зажигания в зависимости от оборотов осуществляется центробежным регулятором1, а в зависимости от нагрузки вакуумным регулятором. Центробежный регулятор опережения зажигания автоматически изменяет угол опережения зажигания в зависимости от частоты вращения валика датчика.

Рис. 208. Датчик-распределитель зажигания:
1—корпус; 2—масленка; 3—грузик центробежного автомата; 4—пружина вакуумного автомата; 5—регулировочная шайба; 6—вакуумный автомат; 7—диафрагма; 8—магнитопровод ротора; 9—постоянный магнит ротора; 10—ротор; 11—крышка; 12—резистор; 13—центральный вывод; 14—центральный контакт-резистор; 15—бегунок; 16—фильц; 17—полуэкран; 18—винт; 19—обмотка статора; 20—статор; 21—магнитопровод обмотки статора; 22—опора статора; 23—шариковый подшипник; 24—пружина центробежного автомата; 25—упорный шариковый подшипник; 26—втулка; 27—валик; 28—октан-корректор; 29—упорная шайба; 30—штифт; 31—шип валика

Частота вращения валика
датчика, об/мин. 200 500

Угол опережения по валику
датчика, град. 0 -2 3—6

Частота вращения валика
датчика, об/мин. 1000 1500
и более

Угол опережения по валику 7,5— 12,5— датчика, град . 10,5 15,5

Вакуумный регулятор опережения зажигания автоматически изменяет угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель.

Разрежение, мм рт. ст . 100 200 280
Угол опережения по валику датчика, град . . 0—2 4—7 7—10

Несоответствие углов опережения центробежного автомата числу оборотов вала обычно бывает связано с заеданием втулки ротора на валике распределителя (коррозия из-за недостатка смазочного материала), с заеданием грузиков, ослаблением пружин. Отказ в работе вакуумного автомата чаще всего связан с негерметичностью вакуумного регулятора или его трубопровода, что вызывает детонацию, увеличение расхода топлива, падение мощности двигателя, увеличение содержания СО в выхлопных газах.

Кроме автоматических регулировок опережения зажигания распределитель имеет устройство, позволяющее регулировать опережение зажигания вручную. Это делают обычно на дороге, при доводке момента зажигания или при смене топлива, что позволяет изменять опережение зажигания в пределах ±16° (по углу поворота коленчатого вала двигателя). Поворот корпуса на одно деление шкалы октан-корректора соответствует изменению угла опережения на 4° (по углу поворота коленчатого вала).

Одной из основных проблем всех т/с, произведённых в Советском Союзе(да и за рубежом, во время существования оного) было нестабильно работающее зажигание, а всё по причине того, что это самое зажигание, а точнее распределение искрообразования выполняется посредством контактного трамблёра, который имеет много минусов, ведущих к пропускам зажигания или же вовсе постоянному пробою искры на корпус(которые к слову зачастую приводили в возгоранию, так как горшки перелиты оказываются, с карбюратора ввиду его износа(почему обязательно изношенный? Да все потому что редко кто заморачивался вырезанием новых прокладок, хотя бы паронитовых, не то что резиновых, а достать такие мелочи новыми представлялось целым подвигом), бензин начинает растекаться по корпусу мотора, а дальше искра, которой хватит даже паров бензина, что бы началось фаер-шоу.
А если говорит о минусах, то тут и стирающиеся контакты бегунка/крышки трамблера, нужда в постоянной чистке оных, подгибание контактов, частый выход из строя Бегунка, пропуски зажигания, тяжелый пуск двигателя.

Читайте также:  Шерхан мобискар 2 инструкция по эксплуатации

Так вот, на моём Буреломе было установлено как раз контактное зажигание, тянущее за собой огромное количество проблем и неудобств, описанных выше.
И было принято решение наконец установить чуть более современное КОНТАКТНОЕ зажигание, сделать небольшой шажок, можно сказать несколько оборотов покрышки в светлое будущее стабильно работающего Soviet V8 ZMZ.
Были приобретены следующие детали:
-Трамблёр(Распределитель зажигания) Бесконтактный в сборе
-Запасной Бегунок
-Катушка зажигания для Бесконтактного трамблёра
-Свечи с коротким цоколем
-Комплект бронепроводов в силиконовой оплётке с резиновыми колпачками-надсвечникам
-Бронепровода
А дальше началась работа:

Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Серийное производство самого массового грузовика советской армии и народного хозяйства было развернуто в 1964 году. По ряду технических параметров автомобиль получился достаточно уникальным и заслужил всеобщее признание, на долгие годы став основным грузовым транспортом вооруженных сил, оснащенный полным приводом.

Особенности электрооборудования

Военное предназначение автомобиля накладывает определенные свойства на все его системы и узлы. В частности, требования по электрооборудованию заключаются в:

  1. Максимальной защите проводки от наводимых электромеханических помех;
  2. Дублировании основных компонентов, либо их резервной схеме работы;
  3. Максимальной ремонтопригодности в полевых условиях своими руками.

Справочно: сама же проводка имела классическую схему, присущую контактному зажиганию карбюраторных двигателей. Однако, ряд элементов и узлов были выполнены уникальными, что требовалось по условиям эксплуатации.

Очень часто армейский автомобиль ГАЗ 66 нес на себе функции радиоэлектронной разведки и раннего обнаружения противника. Поэтому, исполнение электрооборудования предусматривало максимальную защиту, ведь цена потери боевой единицы могла иметь тяжелые последствия для боевой операции.

Система зажигания

Для защиты системы зажигания, проводка ГАЗ 66 выполнена в экранированном варианте:

  1. Корпус трамблера помещен в герметичный металлический стакан;
  2. Высоковольтные провода к свечам имеют металлическую оплетку;
  3. На свечи одеты металлические колпаки, выполняющие роль экрана.

Конструкция основных узлов выполнена таким образом, чтобы система зажигания сохраняла свою работоспособность и при преодолении водных преград. В частности:

  1. В корпус трамблера с помощью гибкого шланга подается с ресивера избыточное давление, препятствующее проникновению воды внутрь;
  2. Высоковольтные провода оснащены герметичными колпаками;
  3. Катушка зажигания также помещена в герметичный корпус (см. также схему электропроводки ГАЗ 3307).

Справочно: при преодолении вброд рек и озер водителю предписывалось снимать шкив с привода вентилятора охлаждения двигателя. Это необходимо для того, чтобы уберечь радиатор, поскольку в воде вентилятор создает водную струю, способную вывести его из строя.

Также к системе зажигания были предусмотрены аварийные схемы работы. В частности, заводская инструкция при выходе из строя катушки зажигания или трамблера предписывала следующий алгоритм действий:

  1. Отсоединить провод генератора от катушки зажигания;
  2. Присоединить к аварийному вибратору;
  3. Запустить двигатель и поддерживать частоту вращения не выше 2000 об/мин;
  4. Двигаться с одинаковой скоростью не более 50 км (см. также схему электропроводки ГАЗ 3110).
Читайте также:  Долил трансмиссионное масло в двигатель

При движении на резервной системе зажигания аварийный вибратор исполняет роль катушки и трамблера, постоянно генерируя искру с частотой 250-400 Гц. При этом:

  1. мощность двигателя снижается, что накладывает ограничения на буксируемый прицеп;
  2. автомобиль может проехать еще 50 км, что достаточно для выполнения поставленных командованием задач.

Справочно: на последующих версиях автомобиля устанавливалось транзисторное зажигание. Однако, как и прежде система комплектовалась резервной схемой работы на случай выхода из строя ее электронных компонентов.

Система освещения

Именно по осветительным приборам можно легко отличить гражданскую версию ГАЗ 66 от ее военного оригинала:

  1. Первое поколение (с 1963 по 1968 года) и второе (с1968 по 1985 года) выпускались исключительно для нужд военных;
  2. Третье поколение автомобиля (с 1985 года) получило «прописку» в народном хозяйстве.

Для военных моделей важнее всего было обеспечить маскировку авто в ночное время, тогда как для гражданских версий задача стоит совершенно иначе:

  1. Обеспечить видимость габаритов автомобиля на дорогах общего пользования;
  2. Обеспечить видимость дорожной обстановки водителю из кабины.

Справочно: Начиная с 1981 года, на ГАЗ 66 устанавливали новые световые приборы, включая и увеличенные в размерах подфарники оранжевого цвета.

Кроме наружных приборов освещения, существовали и гражданские версии автомобиля, предназначенные для эксплуатации в суровых зимних широтах. В частности, северный вариант ГАЗ 66-92 комплектовался:

  1. Кабиной с усиленной термоизоляцией;
  2. Двойными стеклами;
  3. Дополнительным салонным отопителем и предпусковым подогревателем;
  4. Аккумуляторной батареей увеличенной емкости;
  5. Дополнительными противотуманными фарами.

Особенности комплектации

Оставаясь сугубо армейским автомобилем, ГАЗ 66 использовался во множестве вариантов, среди которых можно выделить различные исполнения кузовов:

  1. Обитаемые кузова-фургоны, предназначенные для обеспечения полноценного отдыха личного состава;
  2. Ремонтные мастерские;
  3. Командно-штабные машины;
  4. Автоцистерны и топливозаправщики;
  5. Инженерную технику (фильтровальные станции, бурильные установки);
  6. Санитарные машины;
  7. Передвижные полевые кинотеатры;
  8. Автомобили продовольственной и тыловой службы.

Справочно: все варианты кузовов имели собственную проводку, систему освещения и жизнеобеспечения от внешних и автономных источников энергии – либо электросеть напряжением 220 (реже 380 В), либо 12 В бортовой источник питания.

Наиболее сложные в электронной сфере были варианты кузовов ГАЗ 66:

  1. Радиотехнические средства связи и управления;
  2. Топографические станции для определения координат воинских формирований;
  3. Системы залпового огня;
  4. Системы химической защиты и обеззараживания;
  5. Средства обеспечения ракетных подвижных комплексов;
  6. Аэродромная техника (радиопеленгаторы, посадочные маяки);
  7. Системы телефонной и телеграфной связи.

В перечне электротехнического оборудования присутствовали генераторы повышенной мощности, радиостанции, вычислительные комплексы, навигационные системы, системы спутниковой связи, универсальные источники питания и другая специальная аппаратура, сведения о которой представляют военную тайну.

Выводы

В данной статье мы попытались объяснить уникальность транспортного средства ГАЗ 66. И если у вас во владении имеется его гражданская версия, то видео в этой статье и приведенные электросхемы помогут разобраться в особенностях эксплуатации и обслуживания (см. также схему электропроводки ЗИЛ 130).

Tags
No Tag

No responses yet

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector