Узлы и агрегаты систем рулевого управления транспортных средств соединены посредством шаровых шарниров, главным элементом которых являются пальцы особой формы. О том, что такое пальцы рулевых тяг, каких типов они бывают, как устроены и какие функции выполняют в шаровых шарнирах — читайте в статье.

Что такое палец рулевой тяги?

Палец рулевой тяги — деталь шарового шарнира рулевого привода колесных транспортных средств. Стальной стержень с шаровой головкой и резьбовым наконечником для монтажа, играющий роль оси шарнира и основной крепежной детали.

Палец соединяет тяги и иные детали рулевого привода, образуя шаровой шарнир. Наличие шарнира этого типа обеспечивает подвижность сопряженных деталей рулевого привода как в продольной, так и в поперечной плоскостях. Так достигается нормальная работа привода независимо от положения колес (при отклонениях от осевой линии на поворотах, при наезде на неровности дороги и т.д.), их регулировки (сход-развал), загруженности транспортного средства, возникающих во время движения автомобиля деформаций колесной балки, рамы и других деталей, и т.д.

Типы и конструкция пальцев рулевых тяг

Пальцы можно разделить на типы по назначению и месту установки, а также по некоторым конструктивным особенностям.

По назначению и месту установки пальцы бывают:

  • Пальцы рулевых тяг — соединяют детали рулевой трапеции (продольные, поперечные тяги и рычаги поворотных кулаков);
  • Палец сошки рулевого механизма — соединяет сошку рулевого механизма и продольную тягу/рычаг сошки.

В рулевом приводе используется от 4 до 6 шаровых шарниров, один из которых соединяет сошку рулевого механизма с продольной рулевой тягой (в автомобилях с рулевой рейкой эта деталь отсутствует), а остальные — рулевые тяги, рычаги поворотных кулаков (поворотные рычаги) и маятниковые рычаги (если они присутствуют в приводе). Шаровые шарниры и используемые в них пальцы могут быть взаимозаменяемыми, либо выполняться под установку в определенном шарнире. Например, в автомобилях могут использоваться отдельные пальцы для шарнира сошки и продольной тяги, шарниров соединения поперечной тяги с поворотным рычагом, и т.д.

Независимо от типа и назначения, пальцы рулевых тяг имеют принципиально одинаковую конструкцию. Это стальная точеная деталь, которая условно делится на три части:

  • Шаровая головка — наконечник в виде сферы или полусферы с «воротником»;
  • Тело пальца — средняя часть, выполненная на конус для соединения с другой тягой;
  • Резьба — наконечник с резьбой для фиксации шарнира.

Палец является частью шарового шарнира, который выполнен в виде самостоятельной детали — наконечника (или головки) рулевой тяги. Наконечник играет роль корпуса шарнира, внутри которого располагается палец. Внутри цилиндрического или конического стакана наконечника устанавливается вкладыш, он охватывает сферическую головку пальца, обеспечивая его отклонение во всех плоскостях (в пределах 15-25 градусов). Вкладыши могут быть цельнолитыми пластиковыми (тефлоновые или из иных износоустойчивых полимеров, используются на легковых автомобилях) или разборными металлическими (состоят из двух половин, используются на грузовых автомобилях). Разборные вкладыши могут быть вертикальными — охватывать головку по бокам, и горизонтальными — один вкладыш располагается под сферической головкой пальца, второй вкладыш выполнен в виде кольца и располагается над головкой.

Читайте также:  Провода массы на ваз 2114

Снизу стакан закрыт съемной или несъемной крышкой, между крышкой и вкладышем устанавливается пружина, обеспечивающая надежный контакт вкладыша и сферической головки пальца. Сверху корпус шарнира закрыт защитным колпачком (пыльником). На выступающую коническую часть пальца надевается ответная часть тяги, сошки или рычага, крепление осуществляется гайкой. Для надежного монтажа обычно используются прорезные (корончатые) гайки, фиксируемые с помощью шплинта (в этом случае в резьбовой части пальца предусмотрено поперечное отверстие).

Описанную конструкцию имеют все шаровые шарниры рулевых тяг, отличия заключаются лишь в незначительных деталях (типы гаек, конфигурация пальцев и их расположения, конструкция вкладышей, типы пружин и т.д.) и размерах.

Верный выбор и ремонт пальцев рулевых тяг

С течением времени сферическая головка и коническая часть пальца, а также вкладыши и другие детали шарнира изнашиваются. Это приводит к возникновению люфтов и биений в рулевом приводе, что выливается в снижение комфорта и качества рулевого управления, а в конечном итоге — в снижение безопасности транспортного средства. При возникновении признаков износа или поломки пальцы рулевых тяг или шаровые шарниры в сборе подлежат замене.

Ремонт можно выполнить несколькими способами:

  • Заменить только палец;
  • Заменить палец и сопряженные детали (вкладыши, пружину, пыльник, гайку и шплинт);
  • Заменить наконечник рулевой тяги в сборе с шарниром.

Наилучшим решением является замена пальца с сопряженными деталями, так как все новые компоненты не имеют люфта и обеспечивают нормальное соединение рулевых тяг и других компонентов. В этом случае необходимо с помощью специального приспособления выпрессовать старый палец и установить новый. Однако это решение подходит не всегда — на некоторых легковых автомобилях палец нельзя извлечь из шарнира, он меняется только в сборе.

Замена наконечника рулевой тяги в сборе с шарниром нужна только при серьезных неисправностях этого узла — деформациях, коррозии, разрушении. В этом случае старый наконечник удаляется, а на его место устанавливается новый. При замене пальцев или наконечников рулевых тяг необходимо обеспечить надежную фиксацию гайки (шплинтом или иным предусмотренным способом), в противном случае она может отвернуться, что приведет к нарушению работы рулевого управления или к полной потере управляемости транспортного средства.

Новая деталь не нуждается в специальном техническом обслуживании и уходе, необходимо лишь периодически осматривать шарниры и при появлении признаков их износа или поломки производить замену. Для замены необходимо выбирать пальцы или наконечники, рекомендованные производителем транспортного средства. Эти детали должны подходить по габаритам и конструкции (обеспечивать необходимый угол отклонения пальца), иначе рулевое управление будет работать некорректно. При правильном выборе пальца рулевой тяги ремонт рулевого привода будет выполнен с соблюдением стандартов, а автомобиль вновь получит комфортное и безопасное управление.

23.33. Шаровые шарниры поперечной рулевой тяги

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Предупреждение

При установке необходимо использовать новую гайку крепления шарового шарнира.

Внутренний шаровой шарнир

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Затяните стояночный тормоз, затем поднимите переднюю часть автомобиля и зафиксируйте на подставках.
2. Очистите внутренний конец поперечной рулевой тяги от грязи и ослабьте зажимной болт крепления шарового шарнира. Нанесите метку на поперечный рулевой тяге, затем измерьте расстояние от метки до центра шарового шарнира и запишите измеренный результат.
3. Отвинтите гайку крепления шарового шарнира и извлеките цапфу шарового шарнира из промежуточного рычага или рулевой сошки.
4. Вывинтите шаровой шарнир с конца поперечной рулевой тяги, при этом посчитав точное число его оборотов.
5. Очистите шаровой шарнир от грязи и проверьте его состояние. Если в шаровом шарнире имеется люфт, или он проворачивается слишком туго, а также при наличии механических повреждений, шаровой шарнир необходимо заменить.
Читайте также:  Ширина диска для 225 резины
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Ввинтите шаровой шарнир в поперечную рулевую тягу на то же число оборотов, что и при снятии. При этом центр шарового шарнира должен установиться относительно метки, нанесенной на рулевую тягу на том же расстоянии, что и до снятия.
2. Установите цапфу шарового шарнира в отверстие промежуточного рычага или рулевой сошки, затем навинтите новую стопорную гайку и затяните ее требуемым моментом.
3. Затяните зажимной болт шарового шарнира требуемым моментом, затем опустите автомобиль на землю.
4. Проверьте и, если необходимо, отрегулируйте схождение передних колес.

Внешний шаровой шарнир

Использование съемника для извлечения шарового шарнира из поворотного кулака

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Затяните стояночный тормоз, затем поднимите переднюю часть автомобиля и зафиксируйте на подставках. Снимите соответствующее переднее колесо.
2. Очистите внешний конец поперечной рулевой тяги и отвинтите на четверть оборота контргайку и зажимной болт крепления шарового шарнира. Нанесите метку на поперечной рулевой тяге и измерьте расстояние от метки до центра шарового шарнира и запишите его.
3. Отвинтите гайку крепления шарового шарнира к поворотному кулаку и, используя съемник, извлеките цапфу шарового шарнира из поворотного кулака (см. рис. Использование съемника для извлечения шарового шарнира из поворотного кулака).
4. Отвинтите шаровой шарнир с конца поперечной рулевой тяги и посчитайте точное число его оборотов.
5. Очистите шаровой шарнир от грязи и проверьте его состояние. Если шаровой шарнир имеет люфт или проворачивается слишком туго, а также имеет повреждения, шаровой шарнир необходимо заменить.

Завинчивание гайки крепления шарового шарнира к поворотному кулаку

В не далекие 80-90е годы шаровые соединения на автомобиле были изготовлены просто, но качественно. Наши отцы и деды их шприцевали и ездили. Тяги и наконечники были с тавотницами для смазки. Смазка шарового соединения повышала его ресурс и срок эксплуатации.

В нашей мастерской мы смогли соединить передовые технологии, качественное сырье и опыт наших конструкторов, что позволило повысить ресурс отремонтированных деталей.

При ремонте и диагностике ходовой части автомобиля мы часто обнаруживаем вышедшие из строя тяги, наконечники, шаровые соединения и сайлентблоки.

У клиента возникает вопрос, где быстро и не дорого купить новые автозапчасти еще и хорошего качества. В мастерской ГидроЦентр мы решили эту проблему приобретением фирменного оборудования для ремонта шаровых опор и шаровых соединений.

Рулевая тяга до восстановления

Рулевая тяга после восстановления

Мы можем восстановить шаровые соединения в деталях подвески и рулевого управления легковых автомобилей.

Читайте также:  Что будет если долго ехать на ручнике

Оборудование для ремонта шаровых соединений

Мы ремонтируем:

  • шаровая опора верхняя,
  • шаровая опора нижняя,
  • стойка стабилизатора правая,
  • стойка стабилизатора левая,
  • рулевая тяга правая,
  • рулевая тяга левая,
  • наконечник рулевой тяги,
  • шаровая рычага верхняя,
  • шаровая рычага нижняя,
  • шаровая в алюминиевом разборном рычаге,
  • шаровая в алюминиевом не разборном рычаге,
  • шаровая на поперечной тяге грузового автомобиля,
  • шаровая на продольной тяге грузового автомобиля.

Мы можем отремонтировать практически любое шаровое соединение, даже в самом плачевном состоянии.

Как осуществляется ремонт

При ремонте шаровой или рулевой тяги мы используем фирменный быстро застывающий пластик, который при температуре 190 — 200С° разжижается и под высоким давлением проникает в шаровое соединение.

Пока пластик текучий, он заполняет все полости и пустоты в шаровом соединении, которые вызывали стук и дискомфорт при езде.

Отремонтированные шаровые соединения рекомендуется использовать после 3 часовой полимеризации пластика и восстановлении его стандартных смазочных свойств.

Пластик, используемый при ремонте

Рулевая тяга после восстановления

Гарантийные обязательства:

Использование фирменного оборудования и качественных материалов позволяет нам дать длительную гарантию на отремонтированные шаровые соединения и сайлентблоки до 12 месяцев

Стоимость ремонта:

  • Восстановление наконечника рулевой тяги 350-500 руб.
  • Обжатие тяги рулевой рейки 500 руб.
  • Восстановление шаровой опоры 500 — 3700 руб.
  • Восстановление шаровой в алюминиевом рычаге 3500 руб.
  • Восстановление шаровой в алюминиевом рычаге с разбором 4500 — 5500 руб.
  • Восстановление шаровой поперечной тяги грузового автомобиля 4700 руб. (полный разбор и шлифовка шара)
  • Восстановление шаровой в сошке рулевого редуктора 2000 — 4000 руб.
  • Восстановление шаровой в амортизаторе 3500 — 4500 руб.
  • Врезка тавотницы 350 руб.

Цена варьируется в зависимости от состояния детали и конструктивных особенностей шаровых.

Очень часто шаровые не продаются отдельно, как зап.часть, а идут одной составляющей с рычагом подвески. В этом случае ремонт шаровой опоры будет выгоден в тройне, и цена останется прежней.

При желании клиента можем сделать шаровую обслуживаемой. В этом случае повышается ресурс шаровой. Но необходимо регулярное (смазывание — шприцевание). Для смазки восстановленных шаровых соединения хорошо подходят такие смазки, как Манол и Нитрол

Почему именно в ГидроЦентре?

Преимущества нашей услуги в том, что при ремонте рулевого управления в нашей мастерской и обнаружении вышедшего из строя рычага или наконечника, за запчастями не нужно ехать покупать или заказывать. Ремонт можем произвести на месте.

Сроки ремонта:

от 15 мин до 3 часа.

Т ак же мы можем отремонтировать шаровые соединения для эксклюзивных авто и ретро авто. И, возможно, это единственный способ, потому что запчасти либо дороги, либо сняты с производства.

ВИДЕО ПО РЕМОНТУ ШАРОВОЙ

© Все права защищены. GidroCenter — ремонт гидрооборудования легковых и грузовых автомобилей.
При использовании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.

+7 (495) 926-26-83
г. Химки, Вашутинское шоссе, вл.32
Схема проезда

Tags
No Tag

No responses yet

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector