Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Малотоннажный российский автомобиль марки «Газель» стал надежным помощником во многих отраслях бизнеса. Однако, суровые условия эксплуатации не самым качественным образом отражаются на его узлах и механизмах, в особенности на электропроводке и электронных компонентах.

А без знаний принципов их работы это сделать непросто.

Как и в любом другом автомобиле, электропроводка на Газель имеет множество модификаций, которые неизбежно затрагивают все внутренние электронные системы:

  1. Разные формы кузова предусматривают разную грузоподъемность и иные параметры электропроводки;
  2. Разные модификации силового агрегата;
  3. У каждого двигателя есть свои особенности, которые затрагивают и компоненты электрической сети.

На практике это выражается в том, что применение разных силовых агрегатов неизбежно влечет и применение иных электронных компонентов. В частности, электропроводка Газель для каждой модификации устанавливается своя .

Функции электрических систем автомобиля

В любом современном автомобиле электропроводка служит для передачи сигналов к исполнительным устройствам и электронным компонентам. Соответственно, что в зависимости от функциональности транспортного средства и его технических особенностей, электропроводка имеет свои уникальные особенности .

Совет: при обнаружении неисправности и последующем ремонте следует применять только ту электрическую схему, которая соответствует данной модификации автомобиля семейства Газель.

Например, схема проводки на Газель разных модификаций отличается из-за разного расположения тех или иных электронных компонентов в автомобиле, вызванного использованием разных систем:

  1. Карбюраторные версии силового агрегата предусматривают свою собственную независимую систему зажигания;
  2. В инжекторных версиях моторов система зажигания функционирует совместно с системой впрыска топлива.

Виды силовых агрегатов

Горьковский автозавод, освоивший выпуск автомобилей «Газель», которые впервые вывел на автомобильный рынок в 1994 году, вначале имел двух поставщиков силовых агрегатов:

  1. Ульяновский моторный завод поставлял силовые агрегаты семейства УМЗ (карбюраторные);
  2. Заволжский моторный завод, поставлявший семейство карбюраторных и инжекторных двигателей ЗМЗ.

Это особенность отечественного автопрома, которая заключалась в унификации линейки бензиновых силовых агрегатов для Газели с легковыми автомобилями Волга производства завода ГАЗ и внедорожниками УАЗ Ульяновского автозавода, на протяжении всего времени их производства, однако схема проводки была переработана под грузовую версию.

Автомобили с такими двигателями получили в среде автомобилистов собственные имена – Газель 421 (от двигателя УМЗ-4216), Газель 405 (от двигателей семейства ЗМЗ-40522.10 и 40524) и другие.

Соответственно, что разные системы управления работой двигателя требовали иной системы электропроводки:

  1. Инжекторные силовые агрегаты как более требовательные к системе воспламенения горючей смеси, наделены компонентами электронного зажигания, системой управления впрыском топлива, работоспособность которых зависит от качества топлива;
  2. Карбюраторные версии двигателя более традиционны, однако имеют свои конструктивные особенности, соответственно, электропроводка газели в моторном отсеке выполнена несколько иначе.

В 2001 году в списке модификаций появилась дизельная версия мотора семейства Горьковского автозавода (ГАЗ), которая стала предлагаться для комплектации автомобиля.

На такую Газель электропроводка также требовалась с видоизмененными характеристиками (более мощные стартер, генератор и АКБ).

Экологические требования

Приступив к выпуску автомобиля Газель, автопроизводитель использовал имеющиеся наработки схем электропроводки, в частности двигатель ЗМЗ 402, которым комплектовались автомобили семейства Волга. Естественно, что о соответствии экологическим нормативам в те годы речи не шло.

Экологический стандарт Евро 2, который появился в странах Западной Европы в 1995 году, и регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах, постепенно вынуждал и отечественных автопроизводителей видоизменять конфигурацию силовых агрегатов:

  1. Модернизация имеющихся двигателей внутреннего сгорания путем установки электронного впрыска топлива (инжекторная система);
  2. Выпуск многоклапанных двигателей (16 вместо 8-ми) позволил оснастить силовой агрегат более современной электронной системой зажигания и питания.

Дополнительные меры, предпринимаемые на законодательном уровне в виде введения сертификационных требований, способствовали появлению у семейства Газелей новых силовых агрегатов, соответствующих нормам Евро-3. С 2008 года ними стали:

Соответственно, что и проводка на Газель 405 двигатель которой соответствовал нормам Евро-3, также как и 421-й мотор, была основательно переработана с учетом возросшей функциональности и технических особенностей работы силовых агрегатов.

Отечественные реалии

При использовании автомобиля Газель схема электропроводки нужна владельцу для того, чтобы уметь находить неисправности, которые вызывает в системе питания и зажигания некачественное топливо и суровые условия эксплуатации:

  1. Климатические особенности проявляются в зимнее время, когда нагрузка на электропроводку Газели с 406 или другим двигателем существенно возрастает, особенно в периоды утреннего запуска силового агрегата;
  2. Перебои и даже отказы системы впрыска и зажигания топливовоздушной смеси могут возникать в любое время года;
  3. Другие неисправности (замыкания, отпаивание контактов, коррозия), вызванные низким качеством сборки.
Читайте также:  Какие свечи зажигания на ниссан альмера классик

Выводы: как видно из данной статьи, большое число модификаций, которым подвергалось семейство автомобилей Газель до модели Бизнес, неизбежно затрагивало и систему схем электропроводки. Вот почему при обслуживании электронной части автомобиля и диагностировании неисправности, следует иметь схему электропроводки нужной модификации.

Схема электрооборудования автомобиля Газель

Схема электрооборудования автомобилей Газель с двигателями УМЗ-4216, ЗМЗ-40522: 1- левый боковой указа­тель поворота; 2 — левая блок-фара; 3 — правая блок-фара; 4 — правый боковой указатель поворота; 5 — стар­тер; 6 — блок предохранителей (в моторном отсеке); 7 — реле блок-фар; 8 — центральный переключатель освещения; 9, 10 — плафоны освещения грузового салона (для автофургонов); 11 — плафон освещения передней части кабины; 12 — электродвигатель стеклоомывателя; 13 — плафон освещения задней части кабины (для автомобилей с двумя рядами сидений); 14 — выключатель пла­фон освещения задней части кабины (для автомобилей с двумя рядами сидений); 15 — плафон платформы (ГАЗ-3302,-33021,-33027); 16 — выключатель зуммера (ГАЗ-3302,-33021,-33027); 17 — зуммер сигнала водителю (ГАЗ-3302,-33021,-33027); 18 — звуко­вые сигналы; 19 — реле звуковых сигналов; 20 — выключатель зажигания; 21 — реле стартера; 22 — генератор; 23 — аккумуляторная батарея; 24 — выключатель аккумуляторной батареи; 25 — кнопка дистанционного выключателя аккумуляторной батареи; 26 — электропривод крана отопителя; 27 — электронасос дополнительного отопителя; 28 — резистор электровентилятора отопителя; 29 — электродвигатель вентилятора отопителя; 30 — панель управления отоплением и вентиляцией (1 — выключатель крана отопителя; 2 — лампа подсветки панели управления отоплением и вентиляцией; 3 — реле; 4 — выключатель элетровентилятора основного отопите­ля; 5 — выключатель электровенитилятора и электронасоса дополнительного отопителя); 31 — верхний блок предохранителей (в салоне); 32 — нижний блок предохранителей (в салоне); 33 — подкапотная лампа; 34 — выключатель аварийной световой сигнализации; 35 — радиоприемник; 36 — резистор электродвигателя дополнительного отопителя; 37 — электродвигатель дополнительного отопителя; 38 — выключатель плафонов освещения салона (правая сторона); 39 — выключатель плафона освещения салона (левая сторона); 40 — плафон освещения подножки (для автобусов); 41 — плафоны освещения салона (правая сторона); 42 — плафон освещения салона (ле­вая сторона); 43 — прикуриватель; 44 — выключатель проверки исправности сигнализаторов; 45 — датчик аварийного падения уровня тормозной жидкости; 46 — правый подрулевой переключатель (переключатель указателей поворота и света фар); 47 — реле указателей поворота; 48 — переключатель электрокорректоров фар; 49 — выключатель сигнализатора стояночного тормоза; 50 — реле-прерыватель сигнализатора стояночного тормоза; 51 — регулятор освещения комбинации приборов; 52 — разъем (колодка проводов) для подсоедине­ния системы АБС; 53 — комбинация приборов; 54 — выключатель сигнала торможения; 55 — выключатель плафона освещения вещево­го ящика; 56 — плафон освещения вещевого ящика; 57 — топливный модуль; 58 — выключатель сигнализатора блокировки межосевого дифференциала (для автомобилей 4×4); 59 — реле управления стеклоочистителем; 60 — колодки системы управления двигателем; 61 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 62 — датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости; 63 — стекло­очиститель; 64 — датчик указателя давления масла; 65 — датчик сигнализатора аварийного давления масла; 66 — правый подрулевой переключатель (выключатель звукового сигнала и стеклоочистителя); 67 — датчик скорости; 68 — выключатель ламп света заднего хода; 69 — задний фонарь (правый); 70 — фонари освещения номерного знака; 71 — задний фонарь (левый)

Схема системы управления двигателями ЗМЗ-40522, УМЗ-4216: 1 – электронный блок системы управления двигателем; 2 – датчик фазы (датчик положения распределительного вала); 3 – датчик синхронизации (датчик частоты вращения и положения коленчатого вала);4 – датчик положения дроссельной заслонки; 5 – датчик детонации; 6 – датчик массового расхода воздуха; 7 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 8 – датчик температуры воздуха во впускном трубопроводе; 9 – датчик концентрации кислорода (для двигателей с каталитическим нейтрализатором); 10, 11, 12 и 13 – форсунки; 14 – регулятор холостого хода; 15 – клапан продувки адсорбера (для автомобиля с системой улавливания паров топлива); 16 – реле топливного насоса; 17 – электродвигатель топливного насоса; 18 – реле системы управления двигателем;19 – диагностический разъем; 20 – колодка для подсоединения датчика концентрации кислорода; 21 – колодка для соединения системы управления двигателем с электросетью автомобиля; 22 – реле включения электромагнитной муфты вентилятора; 23, 26 – катушки зажигания; 24, 25, 27 и 28 – свечи зажигания; а – схема соединения форсунок на автомобиле с двигателем УМЗ-4216 (1, 2, 3 и 4 – форсунки).

Читайте также:  Проверка подвески автомобиля своими руками

Комплексная микропроцессорная система управления двигателем ЗМЗ-40522.10 Евро-2 предназначена для обеспечения оптимальной работы двигателя на всех режимах с учетом топливной экономичности, выбросов токсичных веществ в отработавших газах, пусковых и ездовых качеств автомобиля.

А также для для автоматизированного контроля технического состояния двигателя и проведения внешней диагностики. Для диагностирования системы управления двигателем ЗМЗ-40522.10 применяется диагностический тестер.

Комплексная микропроцессорная система управления двигателем ЗМЗ-40522.10.

Электронный блок управления Микас 7.1 получает информацию с датчиков системы и по сложной логике вырабатывает сигналы управления, необходимые для функционирования систем двигателя, обеспечивающих его работу :

— топливоподача в двигатель : блок управляет включением-выключением электробензонасоса, порядком и длительностью открытия форсунок;
— искровое зажигание : блок управляет катушками зажигания для искрообразования в свечах зажигания;
— защита от детонации : блок формирует угол опережения зажигания, обеспечивающий работу двигателя без детонации;
— стабилизация частоты вращения холостого хода : блок регулирует открытие регулятора холостого хода для поддержания частоты вращения холостого хода;
— электромагнитная муфта вентилятора системы охлаждения : блок управляет включением-выключением реле электромагнитной муфты системы охлаждения.

Принципиальная схема системы управления двигателем ЗМЗ-40522.10 экологического класса Евро-2.

Электрическая схема соединений системы управления двигателем ЗМЗ-40522.10 экологического класса Евро-2.

Датчики, исполнительные механизмы и узлы системы управления ЗМЗ-40522.10 размещенные на двигателе.
Датчик синхронизации, положения коленчатого вала двигателя, ДС-1 (406.3847060-01), 23.3847 (23.3847000).

Индукционного типа, размещен на крышке цепи вблизи шкива коленчатого вала. Предназначен для определения блоком управления углового положения и частоты вращения коленчатого вала двигателя. Формирует электрический сигнал при взаимодействии магнитного поля датчика со специальным зубчатым диском (60-2 зуба), установленным на шкиве коленчатого вала.

Взаимная ориентация диска синхронизации и датчика такова, что момент прохождения осью датчика сбега двадцатого зуба диска синхронизации соответствует нахождению поршня первого и четвертого цилиндров в верхней мертвой точке. Отсчет номера зуба – от пропуска в направлении, противоположном вращению коленчатого вала двигателя.

Датчик фазы, положения распределительного вала, ДФ-1 (406.3847050-03, 406.3847050-06), 25.3847 (25.3847000).

Работает на эффекте Холла, размещен на головке блока цилиндров. Предназначен для определения блоком управления фазы рабочего цикла в цилиндрах двигателя. Формирует сигнал при взаимодействии магнитного поля датчика с отметчиком (отогнутая пластина), установленном на выпускном распределительном вале. Момент начала формирования сигнала датчиком фазы, при наличии совпадения сбега первого зуба диска 60-2 с осью датчика синхронизации, свидетельствует о начале такта сжатия в первом цилиндре.

Датчик положения дроссельной заслонки Bosch 0 280 122 01 (406.1130000), НРК 1-8, 406.1130000-01.

Установлен на корпусе дроссельной заслонки и связан с осью вращения заслонки. Датчик магниторезистивный, двухканальный, предназначен для определения блоком управления углового положения дроссельной заслонки.

Датчики температуры охлаждающей жидкости и температуры воздуха Bosch 0 280 130 093 (40904.3828000).

Терморезистивные. Один размещен в корпусе термостата, другой – на впускной трубе. Предназначены для определения температурного состояния двигателя и корректировки регулировок систем питания и зажигания.

Датчик детонации пьезоэлектрический Bosch 0 261 231 176 (40904.3855000).

Размещен на блоке цилиндров со стороны впускной системы, в зоне четвертого цилиндра. Предназначен для выявления блоком управления детонационного сгорания в двигателе.

Регулятор холостого хода, добавочного воздуха, РХХ-60.

Предназначен для поддержания частоты вращения коленчатого вала при запуске, на холостом ходу, при прогреве. Регулятор обеспечивает в этих режимах подачу воздуха в двигатель в обход дроссельной заслонки (байпас). Закреплен на ресивере и представляет собой не разборный агрегат в виде клапана, регулирующего подачу воздуха на указанных выше режимах работы.

Читайте также:  Вес колесного диска 15
Катушки зажигания 3012.3705000, 406.3705000.

Предназначены для вырабатывания электрического тока высокого напряжения, необходимого для образования искры в свечах зажигания и воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя. Две катушки зажигания установлены на крышке клапанов и представляют собой трансформаторы, преобразующие низкое напряжение, поступающее в первичное обмотку, в высокое напряжение, снимаемое со вторичной обмотки.

Свечи зажигания BRISK DR17YC-F, АУ14ДВРМ.

Малогабаритного исполнения, с помехоподавительным резистором, четыре, ввернуты в головку блока цилиндров по центру камер сгорания. Зазор между электродами свечей 0,70-0,85 мм.

Электромагнитная топливная форсунка ZMZ 6354 DEKA 1D (406.1132711-02), Bosch EV14 CL (406.1132010).

Представляет собой прецизионное электромеханическое устройство для дозировки топлива с ходом запорного элемента 0,16 мм. Форсунки в количестве четырех штук установлены во впускной трубе. Подвод топлива к форсункам осуществляется через общий топливопровод, в котором поддерживается постоянное давление. Уплотнение форсунок в отверстиях топливопровода и впускной трубы осуществляется с помощью резиновых колец круглого сечения.

Электромагнитная муфта привода вентилятора системы охлаждения.

Подключение электромагнитной муфты к системе электрооборудования автомобиля осуществляется с помощью разъема. Подача напряжения на электромагнит муфты происходит по сигналу с блока управления через реле при повышении температуры охлаждающей жидкости свыше плюс 93+-2 градуса, выключение – при снижении ниже плюс 91+-2 градуса.

Датчики, исполнительные механизмы и узлы системы управления ЗМЗ-40522.10 размещенные на автомобиле.
Электронный блок управления Микас 7.1 (241.3763000-64) и жгут проводов.

Микропроцессорный. Исполнение электронного блока управления может меняться, в зависимости от комплектации автомобиля. Жгут проводов системы управления в зависимости от комплектации автомобиля.

Датчик массового расхода воздуха, ДМРВ, 20.3855.

Термоанемометрический, пленочный, размещен между воздушным фильтром и дроссельным патрубком двигателя. Предназначен для определения блоком управления расхода воздуха, наполнения цилиндров двигателя. В ДМРВ встроен датчик температуры, терморезистивного типа. Предназначен для измерения блоком управления температуры воздуха на впуске.

Датчик кислорода, лямбда-зонд, Siemens 5WK591000.

Циркониевый, с управляемым электроподогревом, размещен до нейтрализатора, на приемной трубе выхлопной системы автомобиля. Предназначен для определения блоком управления состава смеси до нейтрализатора на выпуске двигателя. Цепи подогрева датчика кислорода управляются непосредственно от блока управления.

Датчик скорости автомобиля.

Работает на эффекте Холла. Предназначен для измерения блоком управления скорости автомобиля.

Адсорбер паров бензина с электромагнитным клапаном продувки.

Размещен в подкапотном пространстве автомобиля. Предназначен для улавливания топливных паров из бензобака и их аккумулирования в адсорбере. По команде от блока управления, клапан коммутирует магистраль, соединяющую адсорбер и впускную трубу двигателя. Клапан предназначен для продувки (регенерации) адсорбера.

Погружной электробензонасос.

Размещен в бензобаке автомобиля. Предназначен для подачи топлива в топливопровод.

Диагностический разъем.

Размещен в салоне автомобиля. Предназначен для обеспечения информационного обмена блока управления с диагностическим оборудованием. В памяти блока управления сохраняются параметры эксплуатации автомобиля и информация по неисправностям в виде кодов неисправности, доступная для считывания диагностическим оборудованием через разъем диагностики.

Реле электромагнитные.

Размещены в подкапотном пространстве автомобиля. Предназначены для коммутации напряжения бортовой сети автомобиля по команде от блока управления : реле главное – на исполнительные механизмы, датчики системы управления и блок управления; реле электробензонасоса – на электропривод погружного бензонасоса.

Индикатор диагностики.

Лампа желтого или оранжевого цвета с символом мотора, размещена на панели приборов. Предназначена для индикации нарушений в функционировании системы управления и выполнения функций бортовой диагностики. При включении зажигания, индикатор должен включиться, и в случае не обнаружения бортовой диагностикой неисправностей, погаснуть через 5-10 сек.

Разнохарактерное горение сигнализатора в движении указывает на выход из строя некоторых элементов системы управления двигателем. Пуск двигателя и движение автомобиля при свечении лампы неисправности, в целях предотвращения повреждения нейтрализатора или нарушения функций управления, без предварительной диагностики системы нежелательно.

Tags
No Tag

No responses yet

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector