Крупнейший российский автопроизводитель ПАО «АвтоВАЗ» из-за проблем, влияющих на безопасность автомобиля, в июне отозвал 39 тысяч Lada 4х4. За весь 2017-й гигант российского автопрома отозвал рекордное количество своих изделий — 130 тысяч. Убытки от отзывных кампаний, по оценке экспертов, уже могут исчисляться сотнями миллионов рублей.

Бизнесмены требуют увеличить вывески

В Свердловской области ожидаются ливни, грозы, сильный ветер и шторм

Алла Астратова возглавила комитет по труду Ленобласти

Япония против российских военных учений на Курилах

Только 12% работников в РФ получают зарплату больше 75 тысяч в месяц

Экономическая рецессия может наступить в России в 2019 году

В Петербурге прошел митинг в поддержку сестер Хачатурян

Иран задержал иностранный танкер в Персидском заливе

В Приморско-Ахтарском районе прогнозируется штормовая погода

Вступил в силу федеральный закон о страховании жилья от ЧС

Центр Иркутска затопило в результате дождей

Минфин США раскрыл детали второго пакета санкций по делу Скрипалей

СКР подозревает фонд Навального в отмывании 1 млрд

Lada сбила ограждение и вылетела на тротуар у Технологического института

Финляндия извинилась за случайное нарушение военным кораблем границы РФ

На митинге против произвола на выборах в Москве задержаны 600 человек

«Беги, Беглов, беги!»

МИД РФ заявил о прекращении действия договора с США о ракетах малой и средней дальности

Роскачество советует заклеивать камеры и микрофоны на компьютерах

Президент США Дональд Трамп утвердил второй пакет санкций по делу Скрипалей

Масштабы отзывных кампаний нарастают с 2016 года, когда на автозаводе стартовала антикризисная программа, призванная улучшить бедственное финансовое положение: в 2015 году российский автогигант показал рекордный убыток — 73,9 млрд рублей по МСФО.

Под отзывные кампании попадают в основном машины, произведенные с сентября 2015-го по настоящее время. Всего с той осени в России продано почти 800 тысяч изделий под брендом Lada и почти 200 тысяч (25%) отозваны из-за различных неполадок.

Такого количества неполадок не помнят даже старожилы «АвтоВАЗа». Опрошенные МГ работники утверждают, что увеличение брака — это побочный эффект антикризисной программы. Суть ее сводится к штурмовщине, экономии на зарплатах и массовым сокращениям персонала, поясняют автовазовцы. По их словам, руководство выписывает себе огромные бонусы, пока рабочие вкалывают — двое за пятерых. «За качеством никто не следит. Лишь бы не встал конвейер», — говорят рабочие.

Экономят на металле

Директор по маркетингу группы компаний Terravto Василий Орехов не видит ничего особенного в отзыве автомобилей Lada 4х4. «Обычная практика автопроизводителей. Если обнаруживается дефект, оповещаются клиенты, и неполадки устраняются», — говорит автодилер. По его словам, за последние годы Lada совершила прорыв за счет внедрения новых моделей и процедур контроля качества.

Работники автоконцерна говорят иное. По мнению председателя заводского профкома «Единство» Анны Перовой, количество брака даже увеличилось. «Компания закупает некачественный металл. Он плохо обрабатывается — идут разрывы, задиры и другие дефекты. Все это отражается на качестве автомобиля. Как обычно, вину сваливают на людей, которых заставляют из него штамповать», — отмечает председатель профкома.

Читайте также:  Высокий уровень сигнала датчика кислорода

Основным поставщиком проката для «АвтоВАЗа» является Магнитогорский металлургический комбинат. В отчете «АвтоВАЗа» за первый квартал 2018 года сказано, что в 2017 компания ощутила последствия роста цен на сталь более чем на 10%.

Евгений Сергунин работает на покраске подрамников для модельного ряда Renault. «Весь апрель на конвейер шел брак. Поверхность должна быть черная, прокрашенная, а она смазанная. Такой дефект называется «кратер», он бросается в глаза. Начальству было глубоко… по барабану. Они хотели все сплавить. Кричали: «План, план! Не дай бог, встанет конвейер!» Если он встанет, по голове получат очень большие люди. Верховное начальство им приказывает, а главный контролер — трус. Все это прикрывается на высоком уровне», — говорит Сергунин.

Вышли в прибыль

В 2017 году компания, принадлежащая голландскому Alliance Rostec Auto B.V. (совместное предприятие Renault-Nissan и госкорпорации «Ростех», возглавляемой Сергеем Чемезовым), продала 311 тыс. автомобилей, на 17% больше, чем в 2016-м. При этом к новому году компания пришла с убытком в 145 млн рублей. В январе-апреле 2018 года продажи автоконцерна выросли на 29% к аналогичному периоду прошлого года, что существенно выше среднерыночного темпа прироста 7%.

«Общество практически вышло на безубыточный уровень в результате роста выручки и оптимизации затрат», — говорится в квартальном отчете концерна. Эффект получен, в частности, за счет массовых сокращений персонала. Доля зарплат и страховых взносов в себестоимости продукции снизилась с 9% до 7%, а производительность труда выросла с 4,45 млн до 6,2 млн рублей на одного работника.

Двое вместо пятерых

Массовые сокращения назывались среди причин отставки гендиректора «АвтоВАЗа» Бу Инге Андерссона в 2016 году. За два года его руководства штат завода сократили с 77 тыс. до 44 тыс. человек. Но политика оптимизации продолжилась и при преемнике Андерссона Николя Море. За 2017 год численность сотрудников ВАЗа упала с 43 тыс. до 37 тыс. человек. Вероятно, курс на оптимизацию продолжит и новый гендиректор Ив Каракатзанис, вступивший в должность 1 июня. На запрос МГ в «АвтоВАЗе» ответили, что планов по сокращению персонала в 2018 году у компании нет, но не пояснили, идет ли речь также о материальном стимулировании увольнений (этот метод часто применяется как альтернатива хлопотной процедуре сокращения). Однако в мае вазовский профсоюз «Единство» уведомили о сокращении 480 рабочих.

«Они стремятся сократить как можно больше людей, имеющих постоянные рабочие места, — говорит Анна Перова. — Вместо них набирают сотрудников с временными контрактами сроком от полугода до года. Их в любой момент можно выкинуть, они безропотны».

По словам Перовой, под сокращение попадают, прежде всего, сотрудники с опытом. Обычно им предлагают компенсации в размере пяти месячных окладов или, когда речь идет о пенсионерах, корпоративную доплату к пенсии.

Читайте также:  Лада калина спорт нфр

«Тем, кто уходит на пенсию досрочно, выплачивают компенсацию в течение нескольких месяцев. Сократить пенсионеров сложно: у них высокие разряды, длительный стаж, их сложно на чем-то подловить. Многие сами просят: дайте мне пять окладов, и я уйду. Многие уезжают из города в поисках лучшей доли», — отмечает Перова.

Оставшихся заставляют работать более интенсивно. «Простому рабочему человеку стало тяжелее работать на АВТОВАЗе. Двое работают за пятерых», — добавляет Евгений Сергунин.

«Штурмовщина в чистом виде. Все время расчет на рывок», — возмущается работник прессового производства «АвтоВАЗа», пожелавший сохранить анонимность. По его словам, людей подталкивают к работе дольше положенного: десять часов в смену шесть дней в неделю. «Формально это дело добровольное, но, если часто отказываешься от «продленки», могут вызвать на ковер к начальнику цеха» — рассказывает другой сотрудник завода.

Зарплаты рабочих растут лишь за счет переработок. «Когда люди пашут по двенадцать часов, они получают до 50 тыс. рублей (если работа дорогая). А просто работая без выходных — 30-35 тысяч», — уточняет Анна Перова.

По ее мнению, оптимизация выгодна руководителям, выписывающим себе крупные премии за рост производительности труда. Размер бонуса членов правления «АвтоВАЗа» по итогам 2017 года составил 518,6 млн рублей, вдвое больше, чем в 2016-м. Что сопоставимо с убытками автозавода от отзывных кампаний, которые в расчет эффективности не принимаются. А только на ликвидацию брака по отозванным 39 тыс. автомобилям «АвтоВАЗ» может потратить 78-117 млн рублей. «Устранение дефекта встанет в 2-3 тыс. рублей», — уточнили в официальном дилерском центре Lada — «Форсаж».

Бумажное оздоровление

С 2016 года основные владельцы ПАО «АвтоВАЗ» пополняют капитал общества путем проведения дополнительных эмиссий акций. Привлекаемые средства, по сообщениям автозавода, нужны для модернизации производства и обновления модельного ряда.

В декабре 2016 года ПАО разместило допэмиссию на 26,14 млрд рублей — большую часть дополнительных акции (1,654 млрд акций на 14,89 млрд рублей) выкупил Alliance Rostec Auto B.V.

Кроме действующих акционеров в допэмиссии поучаствовала Renaissance Securities (Cyprus) Ltd — кипрская «дочка» финансовой компании «Ренессанс Капитала» (контролируется группой ОНЭКСИМ Михаила Прохорова). Она потратила 11,25 млрд рублей на покупку 1,25 млрд акций, или 24% «АвтоВАЗ».

Крупнейший российский автопроизводитель АвтоВАЗ известил Центр занятости населения Тольятти о планах «массового высвобождения» 720 человек с 9 июля по 31 декабря 2018 года. Об этом говорится в письме директора центра Владимира Багаева, направленном в РБК.

«С целью информирования высвобождаемых работников предприятий и организаций о положении на рынке труда города ежемесячно в отдел кадров предприятий и организаций направляется информация о текущей ситуации», — пишет Багаев.

Представитель правительства Самарской области уточнил РБК, что в начале 2018 года компания уведомила региональное министерство труда и миграционной политики о планах уволить чуть больше людей — 734 сотрудника. Из них на 17 октября сократили уже 451 человека. При этом АвтоВАЗ сообщил министерству о наличии 134 вакансий, добавил он.

Читайте также:  Нужно ли оформлять двигатель

Согласно квартальным отчетам АвтоВАЗа, за первое полугодие 2018 года компания уже сократила больше 1 тыс. человек: на конец 2017 года на заводе работали 37,6 тыс., а на конец первого полугодия 2018 года — 36,4 тыс. человек.

«Уведомление службы занятости [о планах уволить сотрудников] не значит факт высвобождения, и вряд ли в полном объеме эта цифра будет использована», — сказал РБК представитель АвтоВАЗа. По его словам, это «старое» уведомление и никаких новых сокращений не планируется. «Тогда, в начале лета, уведомление было подано для завершения процессов оптимизации, начатых еще в конце 2017 года. Сегодня рынок растет, и заводу нужны люди», — заверил он. При сокращении сотрудникам завода предлагается в качестве альтернативы занять равнозначную должность в других подразделениях АвтоВАЗа или пройти обучение по другим специальностям, добавил собеседник РБК.

1 июня 2017 года в интервью РБК на Петербургском международном экономическом форуме глава автоконцерна Николя Мор сообщал, что к концу 2017 года АвтоВАЗ сократит более 2 тыс. человек. Рабочим будет предложено либо написать заявление об увольнении по собственному желанию, либо перейти в индустриальный парк, на работу к его резидентам. Позже полпред президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич анонсировал, что за 2017–2018 годы завод покинут более 8 тыс. сотрудников, что составляет около 20% от всей численности на данный период: в 2017 году — около 6 тыс. человек, в 2018 году — 2,2 тыс.

Тогда Мор уточнял, что компания испытывает переизбыток персонала на одних производственных линиях и недостаток людей на других. И компания действительно не только сокращает персонал, но и принимает на работу новых специалистов. В августе 2018 года газета «Ведомости» писала, что АвтоВАЗ в первом полугодии 2018 года принял рекордное почти за десять лет число сотрудников — около 2 тыс. человек.

Согласно данным квартального отчета АвтоВАЗа, среднесписочная численность персонала в тольяттинском ПАО «АвтоВАЗ» на конец I квартала 2019 года составляет 36 226 человек. Это на 233 человека меньше, чем было в конце IV квартала прошлого года и на 187 человек меньше, чем годом ранее.

Сокращения на АвтоВАЗе начались с лета 2013 года. Значительное сокращение персонала было зафиксировано в начале 2015, 2016 и 2017 годов. Тогда за один только квартал завод терял по 3-6 тыс. человек. А всего за 5 лет из компании ушло более 31 тысячи сотрудников. В настоящий момент ситуация нормализовалась.

В связи с увеличением объемов производства в 2018 году на АвтоВАЗе был возобновлен прием персонала. Набор шел не только в автосборочные производства, но и в производство шасси, двигателей, прессовое производство и металлургию.

Tags
No Tag

No responses yet

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector