„ГОСПОДИН УЧИТЕЛЬ ЖУК”
Витольд-Константин Николаевич Розенблюм/ Льдов (1862-1937 г.)
Перевод с русского языка на болгарский язык: Красимир Георгиев

ГОСПОДИН УЧИТЕЛЯТ БРЪМБАР

Господин учител Бръмбар
лятос насекоми сбрал
и училище за умни
на полянка основал.

Водни кончета, мушици,
търтеи, оси, щурчок,
мравки, бръмбари, пчелици
се събрали на урок.

А – акула, Б – брезичка,
В – врабчета, Г – глиган.
Хей, мухички, тихо всички!
Не шумете, мравки, там!

Д – дете, Е – единица,
Ж – жълтее жарка жар.
Повторете: З – зорница,
И – играчка, К – комар!

Който иска да се учи,
да повтаря в хор след мен:
Л – лисица, М – мравучка,
Н – наука, О – овен,

П – поле, Р – раковина,
С – синигер, Т – тире,
У – усмивка, Ф – фламинго,
Х – хвърчило, Ц – царе.

Тъй учител Бръмбар гладко
азбуката нагласи,
за да я научат мравки,
скакалци, пчели, оси.

Ударения
ГОСПОДИН УЧИТЕЛЯТ БРЪМБАР

Господи́н учи́тел Бръ́мбар
ля́тос насеко́ми сбра́л
и учи́лиште за у́мни
на поля́нка основа́л.

Во́дни ко́нчета, муши́ци,
тъ́ртеи, оси́, штурчо́к,
мра́вки, бръ́мбари, пчели́ци
се събра́ли на уро́к.

А́ – аку́ла, Б́ – брези́чка,
В́ – врабче́та, Ѓ – глига́н.
Хе́й, мухи́чки, ти́хо вси́чки!
Не шуме́те, мра́вки, та́м!

Д́ – дете́, Е́ – едини́ца,
Ж́ – жълте́е жа́рка жа́р.
Повторе́те: З́ – зорни́ца,
И́ – игра́чка, Ќ – кома́р!

Ко́йто и́ска да се у́чи,
да повта́ря в хо́р след ме́н:
Л́ – лиси́ца, М́ – мраву́чка,
Н́ – нау́ка, О́ – ове́н,

П́ – поле́, Р́ – ракови́на,
С́ – сини́гер, Т́ – тире́,
У́ – усми́вка, Ф́ – флами́нго,
Х́ – хвърчи́ло, Ц́ – царе́.

Тъ́й учи́тел Бръ́мбар гла́дко
а́збуката нагласи́,
за да я нау́чат мра́вки,
скакалци́, пчели́, оси́.

Превод от руски език на български език: Красимир Георгиев

Константин Льдов
ГОСПОДИН УЧИТЕЛЬ ЖУК

Как-то летом на лужайке
Господин учитель Жук
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.

Вот стрекозы, мушки, мошки,
Пчёлы, осы и шмели,
Муравьи, сверчки, козявки
На урок к Жуку пришли.

„А” – акула, „Б” – букашка,
„В” – ворона, „Г” – глаза.
Шмель и муха, не болтайте!
Не шалите, стрекоза!

Читайте также:  Как проверить работоспособность диода

„Д” – дитя, „Е” – единица,
„Ж” – жаркое, „З” – зима.
Повторите, не сбиваясь:
„И” – игрушка, „К” – кума!

Кто учиться хочет с толком,
Пусть забудет в школе лень.
„Л” – лисица, „М” – мартышка,
„Н” – наука, „О” – олень,

„П” – петрушка, „Р” – ромашка,
„С” – сверчок, „Т” – таракан,
„У” – улитка, „Ф” – фиалка,
„X” – ходули, „Ц” – цыган.

Так наш Жук, махая розгой,
Учит азбуке стрекоз,
Мушек, мошек и козявок,
Мурашей, шмелей и ос.

—————
Руският поет, писател и преводач Константин Лдов (Витольд-Константин Николаевич Розенблюм/ Льдов) е роден на 1 януари 1862 г. в Петербург. Завършва петербургска гимназия. Издава в. „Ежедневник искусств и литературы” (1901 г.) и в. „Иностранец” (1914 г.). От края на 70-те години на ХIХ в. под псевдонимите В. Розов, Р. Снежков и К. Льдов печата поезия, проза и стихове за деца в списания като „Будильник”, „Осколки”, „Стрекоза”, „Восход”, „Задушевное слово” и др. Превежда от немски и полски език. Автор е на стихосбирките „Стихотворения” (1890 г.), „Памяти Лермонтова” (1891 г.), „Лирические стихотворения” (1897 г.), „Отзвуки души” (1899 г.), „Без размера и созвучий” (1911 г.), „Против течения. Из сказанного и недосказанного за 50 лет” (1926 г.), на романите „Лицедеи” (1892 г.), „Саранча” (1894 г.) и др., на книги с поезия, проза и публицистика на френски и немски език. През 1915 г. емигрира от Русия и живее във Франция и Белгия. Умира на 3 февруари 1937 г. в Брюксел.

Интересное детское стихотворение 1886 года!

Вот стрекозы, мушки, мошки,
Пчёлы, осы и шмели,
Муравьи, сверчки, козявки
На урок к Жуку пришли.

странно только, что 1-я и 3-я строки не зарифмованы.. ведь достаточно было написать рифму, например, "мошки — сороконожки":
——-
Вот стрекозы, мушки, мошки,
Пчёлы, осы и шмели,
муравьи, сороконожки
на урок к Жуку пришли..

впрочем, Вы этот (наряду с другим) "недочёт" подправили в переводе, Красимир!
Браво!
————
но вот мелькнула у меня мысль: если рифма, как говорят, лежит на поверхности, а поэт целенаправленно ее не использует, — получается, что он ЭТИМ что-то хотел подчеркнуть!
используя "эзопов язык"..
Возможно, Жук — это Жуковский..
Муравей — ну, например, Муравьёв..
и т.д.
Тогда — по-иному воспринимается окончание:

Так наш Жук, махая розгой,
Учит азбуке стрекоз,

т.е. типа ироническое "порицание" методов Жуковского относительно приемов воспитания своих учеников.
(смеюсь! кто такие "стрекозы", — очевидно, он описал в своем стих-нии "Стрекоза", предположение!)
не удивлюсь, если это "детское" стихотворение (при детальном исследовании окружения поэта, его друзей, врагов и недругов) — на самом деле окажется замаскированным политическим стихом..

Читайте также:  Зарядка в машине не заряжает телефон

Большое спасибо, Николай, за развёрнутый и обоснованный отзыв и за сериозный анализ. Мне понравился очень интересный разбор стихотворения и предположение, что автор использовал эзопов язык.
С улыбкой и дружеским теплом,
Красимир

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2020. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Константин Николаевич ЛЬВОВ (1862-1937, умер в эмиграции)

ГОСПОДИН УЧИТЕЛЬ ЖУК

Как-то летом на лужайке
Господин учитель Жук
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.

Вот стрекозы, мушки, мошки,
Пчёлы, осы и шмели,
Муравьи, сверчки, козявки
На урок к Жуку пришли.

«А» — акула, «Б» — букашка,
«В» — ворона, «Г» — глаза…
Шмель и муха, не болтайте!
Не шалите, стрекоза!

«Д» — дитя, «Е» — единица,
«Ж» — жаркое, «З» — зима…
Повторите, не сбиваясь:
«И» — игрушка», «К» — кума!

Кто учиться хочет с толком,
Пусть забудет в школе лень…
«Л» — лисица, «М» — мартышка,
«Н» — наука, «О» — олень.

Читайте также:  Цена радиатора на ваз 2112 16 клапанов

«П» — петрушка», «Р» — ромашка»,
«С» — сверчок, «Т» — таракан,
«У» — улитка, «Ф» — фиалка,
«Х» — ходули, «Ц» — цыган».

Так наш жук, махая розгой,
Учит азбуке стрекоз,
Мушек, мошек и козявок,
Мурашей, шмелей и ос.

Самое известное стихотворение Львова для детей.

ЖУКИ

Ах, какой проказник Коля!
Посмотрите-ка, каков:
Он в скорлупку от ореха
Майских двух запряг жуков!

Но скорлупка – не коляска!
И не лошади – жуки, —
Тяжела для насекомых
Шутка Колиной руки.

Хорошо, что папа скоро
Эту шалость прекратил:
Он поставил Колю в угол,
А жуков освободил.

КТО ПРАВ?

«Куда как ты смешон! –
Полкану говорит Плутон, —
Как будто лошадь запряжён.
Ужли тебе не стыдно?» —

«Играть с детьми – стыда тут нет! –
Сказал Полкан ему в ответ… —
Кто добр, тому хоть целый свет
Засмейся – не обидно!»

Как-то летом на лужайке Господин учитель Жук Основал для насекомых Школу чтенья и наук.

Вот стрекозы, мушки, мошки, Пчёлы, осы и шмели, Муравьи, сверчки, козявки На урок к Жуку пришли.

"«А» — акула, «Б» — букашка, «В» — ворона, «Г» — глаза… Шмель и муха, не болтайте! Не шалите, стрекоза!

«Д» — дитя, «Е» —единица, «Ж» — жаркое, «З» — зима… Повторите, не сбиваясь: «И» — игрушка, «К» — кума!

Кто учиться хочет с толком, Пусть забудет в школе лень… «Л» — лисица, «М» — мартышка, «Н» —наука, «О» — олень.

«П» — петрушка, «Р» — ромашка, «С» — сверчок, «Т» — таракан, «У» — улитка, «Ф» — фиалка, «X» — ходули, «Ц» — цыган".

Так наш Жук, махая розгой, Учит азбуке стрекоз, Мушек, мошек и козявок, Мурашей, шмелей и ос.

Нажмите «Мне нравится» и
поделитесь стихом с друзьями:

Tags
No Tag

No responses yet

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector