Дополнительная помпа на печку — один из вариантов решения проблемы с малой производительностью системы охлаждения на отечественных автомобилях.

Нормально функционирующая в усредненных условиях эксплуатации, она дает сбои при высоких или низких температурах окружающей среды. В первом случае двигатель перегревается, во втором — слабо работает отопитель, оказывающийся не в состоянии обеспечить приемлемую температуру воздуха в салоне.

В каких случаях необходимо задуматься об установке дополнительной помпы

Дополнительный насос в систему охлаждения рекомендуется устанавливать, если:

  • При температуре воздуха выше 28-30°С двигатель достигает критически высокой температуры (при условии исправной системы охлаждения);
  • В мороз на холостом ходу печка дует прохладным воздухом при нормальной рабочей температуре двигателя.

Наиболее часто вышеописанные проблемы возникают на ВАЗ-2109, ВАЗ-2114, ВАЗ-2110, заднеприводной «классике», всех моделях ГАЗ «Волга», кроме ГАЗ-31105. В последнем случае неисправность может проявляться и в нормальных температурных условиях. Это обусловлено большим объемом охлаждающей жидкости в системе и недостаточно мощной помпой.
" alt="">
Стоит заметить, что в установке дополнительного насоса нет необходимости, если перегрев силового агрегата или отказ печки происходит при нормальных для средней полосы России температурах (-25 — 25°С). Исправленная штатная система успешно функционирует в этом терморежиме. Поэтому при сбоях в ее работе следует искать неисправность.

Какую помпу выбрать

В отличие от штатной помпы ВАЗ и ГАЗ, имеющей механический ременной или цепной привод, в качестве дополнительной движущей силы используется электронасос. Чаще всего автомобилисты применяют электрическую помпу, которой штатно комплектуется автомобиль «Газель».

Агрегат имеет высокую производительность, однако качество его изготовления оставляет желать лучшего. Поэтому перед установкой такой помпы ее рекомендуется разобрать, промазать все уплотнения автомобильным герметиком, собрать и дать просохнуть на протяжении суток.

На заметку: вышесказанное относится к насосам старого образца. Новые помпы ГАЗ имеют неплохое качество сборки. Однако со временем и они начинают течь.

Альтернативой ГАЗовской продукции является установка дополнительной помпы производства Bosh. Эти агрегаты имеют высокое качество сборки и другой принцип действия. Лопатка вращается под действием магнитной муфты, а не электродвигателя, как в первом случае.
" alt="">
За счет использования подобной схемы производителю удалось отказаться от уплотнительных соединений и практически полностью исключить возможность протечки. К недостаткам импортного агрегата можно отнести его высокую стоимость и сравнительно низкую производительность (700 л против 1200 литров в час у агрегата ГАЗ).

Как установить дополнительную помпу

Монтаж дополнительной помпы на печку ВАЗ может производиться в подкапотном пространстве или под салонной панелью. Первый вариант является предпочтительным, так как при этом в салон не попадает звук работы насоса, а также отсутствует риск залить салон антифризом при его протечке. В зависимости от места установки, агрегат может крепиться на место крепления штатной подкапотной шумоизоляции или на дополнительные кронштейны.

Установка дополнительной водяной помпы на ВАЗ-2110 и другие модели отечественного автопрома производится на подающий патрубок отопителя. Таким образом удается достигнуть более активного нагнетания ОЖ в «печной» радиатор и увеличения теплоотдачи.

На заметку: повышенное давление в системе охлаждения может привести к срыву некачественно закрепленных патрубков или пробою радиатора. Поэтому перед монтажом дополнительного оборудования рекомендуется провести полную диагностику СО.

Перед тем, как поставить дополнительную помпу, антифриз сливают. После этого патрубок на месте предполагаемого монтажа с помощью острого лезвия разрезают пополам, а получившиеся концы надевают на выходы насоса. Важно следить, чтобы стрелка, нарисованная на одном из выходов и обозначающая направление циркуляции жидкости, была направлена в сторону радиатора. Патрубки, надетые на выходы, фиксируют с помощью хомутов. Лучше применять винтовые хомуты марки «Norma», так как продукция менее известных брендов часто имеет острые края и режет патрубок.

Схема подключения к бортовой электросети может различаться в зависимости от того, какие цели ставит перед собой автовладелец. Если помпа устанавливается для более эффективного охлаждения, имеет смысл подключать ее таким образом, чтобы она работала постоянно при включенном зажигании. Подключить агрегат можно непосредственно от АКБ, однако замыкаться цепь должна с помощью реле, которое активируется после поворота пускового ключа.

Если дополнительный насос в системе отопления планируется устанавливать для улучшения работы печки на ХХ, подключать его лучше через кнопку. При этом в цепь питания будет входить реле, предохранитель, кнопка включения помпы и АКБ. Электричество подводят по однопроводной схеме. «Минусом» в этом случае является кузов машины. Использовав такую схему, автовладелец получает возможность включать помпу только тогда, когда в этом есть необходимость.
На заметку: лучше установить дополнительный насос, использовав вторую схему подключения электропитания, так как в сильные холода его длительная работа может привести к недогреву мотора и связанным с этим неисправностям.

Читайте также:  Европодвеска на октавия а7

Ожидаемые результаты

После того, как все необходимые элементы будут установлены и подключены, следует провести дорожные испытания, при которых помпа должна непрерывно работать не менее часа. Во время этого необходимо тщательно осмотреть все места ее соединений с охлаждающей системой, исключить протечки.

После осмотра следует проверить машину на ходу. Может случиться так, что исправно функционирующий на холостых оборотах агрегат откажет при увеличении давления в патрубках.

Если все было сделано правильно, отопитель начинает подавать более теплый воздух, а двигатель эффективно охлаждается даже при больших нагрузках.

Плохая работа отопителя— проблема? которая возникает каждый год у владельцев тысяч автомобилей . Многие водители, чтобы получить желанное тепло, ставят дополнительную помпу, качающую антифриз через радиатор печки. А бывает, что и дополнительную печку. Нужно ли это. На многих иномарках дополнительная помпа есть в базовой комплектации. Впервую очередь это немецкие машины, в том числе Фольксваген Гольф.

Вспомните, как тепло было в машине в ее первую зиму. Единственного, штатного отопителя вполне хватало вам для нормальной температуры в салоне. Значит, установка дополнительной печки затея неоправданная. Нужно обеспечить нормальную работу штатной печки.

Даже если вы живете в холодном северном регионе установка дополнительного тосольного отопителя вам не поможет. Примерно при температуре 35…40 градусов мороза радиатор печки возьмет все избыточное тепло двигателя. Циркуляции через радиатор охлаждения не будет вообще. Поможет только отопитель, работающий за счет сжигания дополнительного топлива. Но прежде чем ставить добавочный, автономный отопитель, стоит наладить работу штатной печки.

Самая частая причина плохой работы печки отсутствие циркуляции. Могут быть другие причины. Но чаще всего в систему попадает воздух и затрудняет поток антифриза через отопитель.

Если вы недавно перегревали двигатель, то откройте расширительный бачок и понюхайте. Запах выхлопных газов укажет, что двигателю вашего автомобиля нужен серьезный ремонт. От перегрева головка блока цилиндров покоробилась и сейчас газы из цилиндра попадают в рубашку охлаждения. Признаками этой же неисправности являются антифриз в масле и разный цвет изоляторов сечей. Если вы видите, что одна из свечей словно мытая, а остальные более грязные. В случае коробления головки и прорыва прокладки поступление газов может быть такое, что даже помпа системы охлаждения попадает в пузырь газа и не качает. Это угроза самому двигателю.

Чаще бывает, что воздух попадает через неплотные соединения шлангов. Печка оказывается ловушкой, в которой скапливается воздух, а тосол циркулирует только по шлангу малого контура. Такая неисправность не угрожает двигателю, но некомфортна для водителя и пассажиров.

Вот в этом случае дополнительная помпа может помочь. Сильный поток охлаждающей жидкости способен вынести воздух из печки. Даже если циркулировать будет антифриз с пузырьками газа, печка работать будет. Приятным бонусом оказывается то, что имея прогретый двигатель, можно включить печку, не заводя двигатель. Это если вы кого-то ждете зимой.

Какую выбрать помпу?

Есть два варианта: помпа от Газели и Бош. Газелевская помпа выполнена по традиционной компоновке. Это электродвигатель, соединенный с насосом. Конечно, в конструкции есть уплотнения, и они обязательно текут. У кого-то такая помпа работает менее года, хотя может пять лет. Помпа мощная и производительная. Потребляет ток 4 ампера и перекачивает 1440 литров в час. Выпускаются модификации разных производителей, с различными диаметрами патрубков. Кроме помпы на 12 вольт, есть вариант для грузовиков, на 24 В. Стоит такая помпа тысячу рублей или около того.
Помпа BOSCH- настоящее произведение инженерного искусства. В помпе нет уплотнений. Ни одного. Потому что нет вала, соединяющего двигатель и ротор насоса. Момент, через сплошную стенку передается магнитной муфтой. Потечь такая помпа не может, но и производительность ее меньше 500…750 литров в час для разных модификаций. По цене можно рассчитывать от 2400 рублей.

Читайте также:  Червячная передача в автомобиле

Помпа включается в разрез шланга в обратку печки. То есть охлаждающая жидкость по трубке идет в радиатор печки затем снова трубка, дополнительная помпа, трубка и снова в систему охлаждения. Можно в разрез напорного шланга, при отсутствии течей это безразлично. Но зато повышенное давление в радиаторе печки может стать причиной его окончательного прорыва. А ясно видимая струйка укажет его место.
Подключение электрическое должно соответствовать следующим требованиям:

-Подключение в цепь защищенную предохранителем и работающую при включении зажигания.

-Цепь может обеспечить необходимый ток (4 А, для помпы от газели).

-Помпа работает, когда включен вентилятор.

В автомобиле Калина вентилятор отопителя защищен предохранителем F5 на 25 ампер. Учитывая, что максимальный ток вентилятора 18 ампер, а кроме него есть еще омыватель и блок управления электроусилителем, добавлять еще нагрузку на 4 ампера нельзя. Даже подключение помпы бош под вопросом. Вы ведь не хотите, остаться без усилителя руля, в самый неподходящий момент?

Предлагаю, такой вариант подключения. Помпа подключается непосредственно к аккумулятору, или иному подходящему разъему под капотом. Цепь обязательно защищается предохранителем на 5 ампер. Для включения нужно реле. Вот оно будет подключено к вентилятору. Таким образом цепь окажется обесточенной, при выключенном зажигании. Помпа газели подключается по однопроводной схеме. Вторым проводом служит кузов автомобиля. Но если есть сомнения , то можно протянуть провод от клеммы минус до корпуса помпы.

Для каких автомобилей подходит.

Для автомобилей у которых есть шланг малого круга в обход печки. В силу того, что печка регулируется краном отопителя, это все вазовские машины от Копейки до Калины и Приоры. Устройство системы охлаждения последних обосновано, скорее, традицией, а не необходимостью. Система охлаждения автомобилей Гранта, Ларгус, Калина 2 и Приора 2 устроена так, что весь антфриз по малому кругу идет через печку. Добавлять еще одну помпу бесполезно.

Установка дополнительного электронасоса системы отопления Волги нередко рекомендуется как средство для повышения эффективности циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ) через радиатор печки и, как следствие, улучшение работы отопителя. Следует заметить, что данный апгрейд следует проводить, когда уже использованы все меры и устранены слабые места, а именно:

  • шланги к радиатору отопителя заменены с диаметра 16 на диаметр 18;
  • заменен штуцер забора ОЖ с головки блока цилиндров (т.н. «танчик») на газелевский, с диаметров 18 мм;
  • кран печки заменен на подходящий с большим сечением, например, шаровый водопроводный;
  • радиатор печки – медный трехрядный;
  • установлена помпа со штуцером на 18 мм;
  • установлена втулка в малый круг для дросселирования потока ОЖ и большего отбора на печку;
  • в конструкции и водуховодов печки устранены все щели и неровности.
  • установлен исправно работающий термостат (у меня стоит термостат от «Нива-Шевроле»).

После того, как все предыдущие пункты выполнены, в качестве последней меры можно установить дополнительную электропомпу от отопителя «Газели». Процедура несложная, однако, для новичков некоторые моменты могут быть не вполне очевидными. Сейчас я расскажу, как самостоятельно установить на Волгу дополнительный электронасос на печку.

Понадобятся следующие детали:

  1. Собственно, электропомпа от автомобиля «Газель»;
  2. Уголок;
  3. Два коротких отрезка шланга 18 мм;
  4. Четыре хомута;
  5. Две резиновых втулки от сайлент-блоков передней подвески;
  6. Два винта или шпильки М5, я предпочитаю шпильки, т.к. на них проще крепить помпу, а также гайки и шайбы большого диаметра;
  7. Реле на 30А, клеммы и провода.

Для начала подготавливаем место и убираем бачок омывателя:

Можно предварительно слить пару литров тосола, либо при известной сноровке, можно сдернуть шланг с радиатора печки и подставить обрезанную бутылку. Снимаем шланг с радиатора отопителя салона:

Как понятно из фотто, ставить помпу будем на верхний патрубок печки. Некоторые придерживаются точки зрения, что она должна стоять на подаче, но я считаю такое расположение не самым удачным, и вот почему поставил ее на выходе:

  • на выходе из радиатора отопителя у ОЖ меньшая температура, что благоприятно скажется на ресурсе помпы;
  • ставить помпу на выход печки гораздо удобнее, т.к. на входе пространство сильно ограничено, к тому же там еще нужно найти место еще и под кран;
  • помпа находится не в верхней точке системы и ее завоздушивание маловероятно;
  • в замкнутой системе вообще не принципиально, работает насос на нагнетание или на разрежение, т.к. он создает лишь круговую циркуляцию замкнутого потока.
Читайте также:  Митсубиси asx фото салона

Для начала, подготавливаем крепление. В качестве демпфирующих элементов были выбраны втулки сайлент-блоков верхних рычагов передней подвески, как наиболее доступные, недорогие, стандартные и распространенные элементы. Можно заменить их на любые толстые резинки, которые есть под рукой, главное не прикручивать насос жестко, т.к. иначе все его вибрации будут передаваться на корпус автомобиля, и доходить до салона в виде жужжания.

Втулки необходимо надрезать под пояском, примерно на 2/3 диаметра:

Примеряем на лапки помпы:

Таким образом у нас получается сразу и втулка, и резиновая шайба в одном бутерброде, который не будет разваливаться прямо в руках во время установки.

Поскольку корпус электронасоса будет изолирован от корпуса автомобиля, необходимо гальванически подключить его к массе, для чего обжимаем клеммы на концах небольшого куска провода и прикручиваем:

Теперь необходимо надеть куски шлангов на уголок, и один из них – на вход электронасоса. Берем весь этот наш адов колхоз и примеряем его по месту, чтобы разметить точки крепления:

Учтите, что корпус помпы не должен соприкасаться с окружающими поверхностями подкапотного пространства. Также, не забывайте, что пружины и кронштейны, удерживающие крышку капота в открытом положении, при закрывании уходят назад, к моторному щиту и могут упираться в помпу. Причем, обнаружите вы это уже по окончании всех работ, когда с удовлетворением и чувством выполненного долга будете захлопывать капот.

Далее, необходимо разметить отверстия под крепления, с учетом того, чтобы можно было подлезть туда дрелью или шуруповертом.
Сверлим два отверстия сверлом диаметром 4.2 мм и нарезаем резьбу М5. Вкручиваем шпильки и контрим их гайками:

На шпильки насаживаем два отрезка тонкой резиновой трубки, чтобы компенсировать разницу в диаметрах тонких шпилек и отверстия в резиновых втулках:

После этого надеваем шланг на выход радиатора отопителя, затягиваем их хомутами и закрепляем электропомпу, не забыв подключить к ней массу:

Механическая часть работ на этом окончена, осталась электрика.

Ввиду сравнительно большого потребляемого тока (около 5 А), помпу необходимо подключить через разгрузочное реле на подкапотный предохранитель. Также, необходимо определиться, какую кнопку для включения вы будете использовать. Я подключил кнопку включения противотуманных фар, которыми не пользуюсь, т.к. еще более редко используемая кнопка включения задних противотуманных огней у меня уже задействована под ручное включение электровентилятора охлаждения радиатора.

Реле монтируется следующим образом:

  • один вывод контактной группы подключается к «+» электронасоса
  • второй вывод подключается к общему питанию на подкапотный предоранитель. Поскольку провод будет проложен по моторному щиту, вблизи двигателя и прочих опасных для электрики частей, желательно взять провод в двойной изоляции. Я просто дополнительно обмотал его синей изолентой, на которой, как известно, держится весь мир.
  • один вывод обмотки подключается к массе, можно использовать винт, которым будет закреплено реле
  • второй вывод обмотки идет на кнопку включения электронасоса.
  • на второй вывод кнопки включения электронасоса необходимо подать +12В, таким образом, чтобы напряжение появлялось только при включенном зажигании. Ближайшая точка с искомым напряжением находится на среднем выводе кнопки включения электровентилятора печки (на автомобилях с отопителем старого образца).

По завершении монтажа все это будет выглядеть примерно так:

Проверяем работу электронасоса кратковременным включением, чтобы не гонять его насухую. Если все работает, заливаем ОЖ в систему, включаем электронасос и несколько раз сильно газуем, чтобы выгнать возможные воздушные пробки. Не забудьте поставить обратно и подключить бачок омывателя лобового стекла.

Одним из преимуществ такого дополнения является возможность работы печки на предварительно прогретом, но заглушенном двигателе, т.к. электронасос обеспечит циркуляцию горячей ОЖ через радиатор печки. Также, наблюдается значительное улучшение работы отопителя на холостых оборотах, когда производительности основной помпы недостаточно для эффективной прокачки ОЖ через печку.

На этом все. В следующий раз я расскажу, как самостоятельно сделать и установить предпусковой электрообогреватель двигателя.

Tags
No Tag

No responses yet

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector