Устройство системы охлаждения показано на рис. 2-57.

Рис. 2-57. Система охлаждения: 1 — пробка расширительного бачка; 2 — датчик указателя уровня охлаждающей жидкости; 3 — расширительный бачок; 4 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 5 — отводящий патрубок водяной рубашки; 6 — шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 7 — пароотводящий шланг; 8 — подводящий шланг радиатора; 9 — левый бачок радиатора; 10 — крыльчатка электровентилятора; 11 — трубки радиатора; 12 — правый бачок радиатора; 1 3 — сливная пробка радиатора; 14 — кожух электровентилятора; 15 — электровентилятор; 16 — ремень привода газораспределительного механизма; 17 — шкив насоса охлаждающей жидкости; 18 — крыльчатка насоса охлаждающей жидкости; 19 — отводящий шланг радиатора; 2 0 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 21 — шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка; 22 — отводящий шланг радиатора отопителя; 23 — подводящий шланг радиатора отопителя; 24 — термостат; 25 — заправочный шланг

Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком.

Насос охлаждающей жидкости центробежного типа приводится в действие зубчатым ремнем 17 привода механизма газораспределения.

Электровентилятор имеет пластмассовую четырехлопастную крыльчатку 13, установленную на валу электродвигателя 14, включение и выключение которого осуществляется контроллером.

Термостат 26 с твердым термочувствительным наполнителем имеет основной и дополнительный клапаны. Начало открытия основного клапана при температуре охлаждающей жидкости 85+2°С, ход основного клапана при достижении температуры 102°С не менее 8 мм.

Радиатор трубчато-пластинчатый, алюминиевый, с пластмассовыми бачками 6 и 9, двухходовой, с перегородкой в левом бачке. Охлаждающая жидкость заливается через наливную горловину расширительного бачка 2, пробка 1 которого имеет впускной и выпускной клапаны. Давление начала открытия выпускного клапан не менее НО кПа (1,1 кгс/см 2 ), впускного — 3-13 кПа (0,03-0,13 кгс/см 2 ).

ПРОВЕРКА УРОВНЯ И ПЛОТНОСТИ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

В полностью заправленной системе охлаждения уровень жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе должен быть на 25-30 мм выше метки "MIN", нанесенной на расширительном бачке.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Уровень охлаждающей жидкости рекомендуется проверять на холодном двигателе, так как при ее нагревании объем увеличивается и у прогретого двигателя уровень жидкости может значительно подняться.

При необходимости проверьте ареометром плотность охлаждающей жидкости, которая должна быть 1,078-1,085 г/см 3 .

Если уровень в бачке ниже нормы, а плотность жидкости выше указанной, то доливайте дистиллированную воду. Если плотность нормальная, доливайте жидкость той марки, которая находится в системе охлаждения. Если плотность жидкости ниже нормы, доливайте жидкость Тосол-А.

ЗАМЕНА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

Замену производите в следующем порядке.

Отверните пробку 1 (см. рис. 2-57) расширительного бачка 2.

Снимите брызговик двигателя, вывернув болты крепления его к кузову.

Поставьте под двигатель емкость для слива жидкости, отверните сливные пробки радиатора и блока цилиндров и слейте жидкость. По окончании слива заверните пробки.

Залейте охлаждающую жидкость через наливную горловину расширительного бачка 2, предварительно отсоединив шланг 3 от дроссельного патрубка. При появлении жидкости в дроссельном патрубке поставьте шланг на место, долейте жидкость до уровня верхней кромки крепежного ремня и заверните пробку.

Запустите двигатель и дайте ему поработать 1-2 мин. на холостом ходу для удаления воздушных пробок.

Остановите двигатель, проверьте уровень жидкости. Если уровень ниже нормального, а в системе нет следов подтекания, то долейте охлаждающую жидкость.

НАСОС ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

Разборка. Для разборки насоса сделайте следующее:

— спрессуйте съемником 3 (рис. 2-58), закрепленным в тисках, шкив 2;

— выверните стопорный винт и выпрессуйте оправкой 67.7853.9569 валик в сборе с подшипником, крыльчаткой и сальником. Усилие прикладывайте к обойме подшипника;

— спрессуйте с валика крыльчатку и снимите сальник.

Рис. 2-58. Снятие зубчатого шкива привода насоса: 1 — корпус насоса; 2 — зубчатый шкив; 3 — съемник

Контроль. Проверьте осевой зазор в подшипнике. Эту операцию надо делать обязательно, если отмечался значительный шум насоса. Зазор не должен превышать 0,13 мм при нагрузке 49 H (5 кгс). При большем зазоре подшипник с валиком замените новыми.

Сальник насоса и прокладку между насосом и блоком цилиндров при ремонте рекомендуется заменять новыми.

Читайте также:  Не работает генератор ока

Трещины и деформации корпуса не допускаются.

Рис. 2-59. Насос охлаждающей жидкости с контрольными размерами для сборки: 1 — стопорный винт подшипника; 2 — корпус насоса; 3 — блок цилиндров; 4 — крыльчатка; 5 — валик подшипника; 6 — упорное уплотнительное кольцо сальника; 7 — резиновая манжета сальника; 8 — подшипник; 9 — зубчатый шкив

Сборка. Сборку выполняйте в следующем порядке:

— с помощью оправки 67.7853.9568 установите в корпус сальник, не допуская его перекоса;

— запрессуйте, прилагая усилие к обойме подшипника, подшипник с валиком так, чтобы совпали отверстия под стопорный винт 1 (рис. 2-59);

— заверните стопорный винт подшипника и зачеканьте контуры его гнезда для предотвращения самоотвертывания;

— с помощью приспособления 67.7820.9527 напрессуйте крыльчатку, а затем новый зубчатый шкив 9, выдержав размеры 52+0,5 мм и 39,8+0,1 мм, показанные на рис. 2-59;

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Повторное использование зубчатого шкива не допускается.

— проверьте надежность соединения шкива на валике, приложив к шкиву момент 24,5 Н·м (2,5 кгс·м). Шкив не должен провернуться.

У термостата следует проверять температуру начала открытия основного клапана и ход клапана. Термостат установите на стенде и опустите в бак с техническим глицерином. В основной клапан 4 (рис. 2-60) уприте рычажок кронштейна, связанный с ножкой индикатора.

Рис. 2-60. Термостат: 1 — перепускной клапан; 2 — выходной патрубок (к насосу); 3 — пружина основного клапана; 4 — основной клапан; 5 — держатель поршня; 6 — поршень; 7 — входной патрубок (от радиатора); 8 — резиновая вставка; 9 — твердый термочувствительный наполнитель; 10 — пружина перепускного клапана; 11 — входной патрубок (от двигателя)

Начальная температура жидкости в баке должна быть 78-80°С. Температуру жидкости постепенно увеличивайте примерно на 1°С в минуту при постоянном перемешивании, чтобы она во всем объеме глицерина была одинаковой.

За температуру начала открытия клапана принимается та, при которой ход основного клапана составит 0,1 мм.

Термостат необходимо заменять, если температура начала открытия основного клапана не соответствует 85+2°С, или в случае, если при достижении температуры 102°С не происходит касания клапана 1 седла патрубка 11 . Простейшая проверка исправности термостата может быть осуществлена на ощупь непосредственно на автомобиле. После запуска холодного двигателя при исправном термостате нижний патрубок радиатора должен нагреваться, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 85-92°С.

РАДИАТОР И РАСШИРИТЕЛЬНЫЙ БАЧОК

Снятие и установка их на автомобиль выполняется на холодном двигателе в следующем порядке (см. рис . 2-61).

Рис. 2-61. Детали радиатора и электровентилятора: 1 радиатор; 2 — бачок радиатора; 3 — электродвигатель; 4 — кожух; 5 — крыльчатка; 6 — резиновая подушка; 7 — сливная пробка

Отверните пробку расширительного бачка. Отвернув сливные пробки радиатора и блока цилиндров, слейте охлаждающую жидкость.

Отсоедините электрические провода от электровентилятора. Отсоедините шланги от радиатора 1 и расширительного бачка.

Отверните гайки и болты крепления кожуха 4 и, придерживая радиатор, выньте кожух в сборе с электровентилятором. Выньте радиатор из моторного отсека.

При необходимости отверните гайки крепления, снимите вентилятор и электродвигатель вентилятора.

Снимите ремень крепления и выньте расширительный бачок.

Установку радиатора и расширительного бачка выполняйте в обратном порядке.

Проверка герметичности радиатора. Герметичность радиатора проверяется в ванне с водой. Заглушив патрубки радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,2 МПа (2 кгс/см 2 ) и опустите в ванну с водой не менее чем на 30 с. При этом не должно наблюдаться появления из радиатора пузырьков воздуха.

При повреждениях или негерметичности замените радиатор новым.

Система охлаждения ваз 2114 вызывает большой интерес у автомобилистов. Машины модели 2114 имеют скрытую охлаждающую систему, основанную на использовании специальной смеси для охлаждения. Движение охлаждающей смеси происходит под воздействием механического насоса.

Принцип сборки многих российских машин осуществляется довольно не качественно, поэтому работоспособность многих механизмов, в том числе и охлаждающая система ваз 2114 оставляет желать лучшего.

Для выявления и произведения необходимых ремонтных работ, нужно иметь представление о состоянии и методе работы охлаждающей системы.

Недостатки в охлаждающей системе

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2114 имеет большой недочет, т.к. требует постоянного контроля, частого обслуживания и проведение необходимого ремонта.

Схема системы охлаждения ВАЗ 2114

Схема охлаждения ваз 2114: 1 – элемент в виде пробки для бака расширения; 2 – бак для расширения; 3 – шланг отвода жидкости из патрубка; 4 – шланг проходящий между радиатором и бачком расширительным; 5 – шланг отводящий от радиатора; 6 – бачок с лева от радиатора; 7 – трубка алюминиевая; 8 – системы заглушки; 9 – бачок с права от радиатора; 10 – пробка для слива; 11 – середина радиатора; 12 – кожух для электрического вентилятора; 13 – пластиковые крылья электрического вентилятора; 14 – электрический двигатель; 15 – насосный шкив зубчатый; 16 – крыльчатка насоса; 17 – ремень привода вала распределительного; 18 – блок для двигателя; 19 – насосная труба; 20 – шланг для радиатора с подводящей функцией; 21 – шланг радиатора отопителя с функцией отвода; 22 – шланг подводящий охлаждающую жидкость к дроссельному патрубку; 23 – выпускной патрубок; 24 – шланг для заправки; 25 – шланг радиатора отопителя с функцией подвода; 26 – термостат; 27 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 28 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости.

Принципы функционирования охлаждающей системы 2114

Показатель функционирования основывается на внутреннем теплообмене, осуществляемом благодаря воздействию смеси охлаждения. Этот вариант наиболее эффективен.

Читайте также:  Резинки глушителя сузуки гранд витара

Перемещение смеси охлаждающей осуществляется путем принуждения под воздействием насоса, работающего от приводного ремня. Смесь для охлаждения наполняется в систему путем вливания в бак расширения. Объем системы охлаждения ВАЗ 2114 зависит от объема мотора.

Электрический вентилятор устанавливается на вал электродвигателя, работа основана на показаниях датчика, благодаря которому он начинает выполнять свои функции, либо прекращает их.

Важной составляющей системы считается клапан термостата, он оснащен клапанами: основным и дополнительным. Также в его состав входит накопитель, который чувствует изменение температурных колебаний в воздухе.

Как работает термостат

Когда температурный показатель жидкости охлаждения достигает примерно 87 градусов, это приводит в действие клапан основной, он выпускает жидкость в большой контур. Когда температурный показатель достигает 102-х градусов, клапан останавливается в 8мм.

Смена охлаждающей жидкости строго по регламенту ТО

Жидкость охлаждения важно часто менять, чтобы предотвратить поломку двигателя, т.к. от времени работы она утрачивает свои свойства, и подвергается нагреву.

Для проведения работ по смене антифриза или тосола, необходимо знать важные составляющие:

  1. Знать период, в который можно использовать жидкость для охлаждения, тосол 2-а года, антифриз 5-ть лет.
  2. Контролировать пробег для замены жидкости, как правило, от 20000 до 40000.
  3. Проверять состояние жидкости, обращая внимание на цвет, если цвет изменился после эксплуатации, соответственно жидкость обязательно подлежит замене.

Конечно, лучшим вариантом выбора будет антифриз в качестве жидкости охлаждения, т.к. у него больший срок годности в отличие от тосола, система меньше изнашивается. Но ценовой показатель на тосол значительно дешевле.

Промывая систему охлаждения необходимо:

  • Слить из системы всю охлаждающую жидкость, плотно прикрутить пробки и залить дистиллированную воду до максимальной метки.
  • Завести двигатель и разогреть до достижения рабочего температурного показателя.
  • Пусть он работает на оборотах примерно 3000. Обязательно контролируйте движение температурной шкалы двигателя, чтобы избежать перегрева.
  • Затем глушите и оставляете на минут 7, после этого выливаем воду из системы. В случае загрязнения воды процедуру повторяем, до достижения эффекта чистой воды.

Почему нарушена функция охлаждающей системы

Основная неисправность нарушения работы системы охлаждения возникает в результате неправильного срабатывания термостата. В конкретном случае единственным решением будет его замена.

До того как приступать к работе по замене клапана термостата, его нужно проверить на исправность, путем запуска двигателя пока он охлажден. Когда мотор нагреется, примерно до 90 градусов потрогайте патрубок внизу радиатора, он должен быть теплым, это свидетельствует об исправности клапана, при холодном патрубке, клапан подлежит замене.

На моделях машин ВАЗ 2114 предусмотрен радиатор из алюминия, он оборудован двумя дополнительными бачками, в левом имеется перегородка.

Охлаждающая система достаточно проста, поэтому ремонт можно провести самостоятельно.Радиатор является основной составляющей системы охлаждения машины, основная его функция предотвращение перегрева двигателя, благодаря отводу теплого воздуха от двигателя наружу.

  1. Сам радиатор.
  2. Бачок нижний с патрубками.
  3. Бачок верхний с патрубками.

Замена радиатора

Радиатор ваз 2114

  • Первоначально, откручивается заглушка с бака расширения, также заглушка радиатора и цилиндра снимаются.
  • Охлаждающая смесь сливается в чистую тару.
  • Радиаторная система вентиляции отсоединяется от питания.
  • Резиновые трубки отсоединяем от системы радиатора и бака расширения.
  • Отсоединяются от поверхности кожуха все болты.
  • Аккуратно держа радиатор, достаем кожух вместе с вентилятором.
  • По окончанию работы радиатор полностью свободен и его можно извлечь.

Прежде, чем приступать к работе, помните, что при снятии и последующем монтаже радиатора, двигатель должен находиться в холодном состоянии.

После проведения замены радиатора, или ремонтных работ, его устанавливают на место и закрепляют таким же образом, но в обратном порядке. Обязательно после установки завести двигатель и проверить результат работы.

Читайте также:  Номер краски для автомобиля

Ремонт радиатора охлаждения двигателя своими руками

Основная проблема, в результате которой радиатор необходимо менять либо ремонтировать, является утечка охлаждающей смеси, в результате наличия пробоины или дефектов системы.

Жидкость обычно подтекает в стыках деталей из пластика и металла. Если протечка небольшая достаточно залить в радиатор вместе с жидкостью охлаждения специальную смесь, под ее воздействием протечка сама устранится.

Если протечка достаточно большая, придется радиатор менять.

Прежде чем приступать к замене проверьте герметичность радиатора, для этого необходимо:

  1. Наполнить ванну водой.
  2. Отверстия в патрубках плотно заткнуть.
  3. Радиатор отпускается в воду примерно на 30-40 см и подается давление 0,2МПа.
  4. Смотрите, появятся пузырьки или нет.

Радиатор подлежит обязательной замене после ДТП при лобовом ударе или ударе сбоку.

Ремонт термостата

Датчик термостата также служит для сохранения заданной нормы температурного показателя. Он перекрывает движение охлаждающей смеси в радиатор, пока нагрев двигателя не достигнет нужной температурной нормы примерно в 90 градусов. Жидкость начинает поступать через термостат при достижении по Цельсию 95 градусов. При помощи термостата двигатель расходует минимальное время для разогрева. Расположен термостат между двигателем и охлаждающим радиатором.

Часто встречающиеся проблемы:

  1. Клапан закрыт – двигатель в не прогретом состоянии очень плохо держит обороты, может заглохнуть.
  2. При открытом клапане – при заморозках можно ездить, или включать печку на максимальный режим, иначе произойдет перегрев двигателя.

При проведении ремонтных работ термостата допускается легкое ударение отверткой по корпусу, чтобы сдвинуть клапан.

Если же необходимо полностью разобрать термостат, важно плотно закрыть патрубки, чтобы избежать утечки тосола, только после этого разбирать термостат. По окончанию проведения ремонта тосол лучше заменить.

  • Система охлаждения
  • 1 – пробка расширительного бачка
  • 2 – расширительный бачок
  • 3 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка
  • 4 – шланг от радиатора к расширительному бачку
  • 5 – отводящий шланг радиатора
  • 6 – левый бачок радиатора
  • 7 – алюминиевые трубки радиатора
  • 8 – заглушка
  • 9 – правый бачок радиатора
  • 10 – сливная пробка
  • 11 – сердцевина радиатора
  • 12 – кожух электровентилятора
  • 13 – крыльчатка электровентилятора
  • 14 – электродвигатель
  • 15 – зубчатый шкив насоса
  • 16 – крыльчатка насоса
  • 17 – зубчатый ремень привода распределительного вала
  • 18 – блок двигателя
  • 19 – подводящая трубка насоса
  • 20 – подводящий шланг радиатора
  • 21 – отводящий шланг радиатора отопителя
  • 22 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку
  • 23 – выпускной патрубок
  • 24 – заправочный шланг
  • 25 – подводящий шланг радиатора отопителя
  • 26 – термостат
  • 27 – датчик температуры охлаждающей жидкости
  • 28 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости

Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком.

Насос охлаждающей жидкости центробежного типа приводится в действие зубчатым ремнем 17 привода механизма газораспределения.

Электровентилятор имеет пластмассовую четырехлопастную крыльчатку 13, установленную на валу электродвигателя 14, включение и выключение которого осуществляется контроллером.

Термостат 26 с твердым термочувствительным наполнителем имеет основной и дополнительный клапаны. Начало открытия основного клапана при температуре охлаждающей жидкости (85 ±2) °С, ход основного клапана при достижении температуры 102 °С не менее 8 мм.

Радиатор трубчато-пластинчатый, алюминиевый, с пластмассовыми бачками 6 и 9, двухходовой, с перегородкой в левом бачке. Охлаждающая жидкость заливается через наливную горловину расширительного бачка 2, пробка 1 которого имеет впускной и выпускной клапаны лада самара 2. Давление начала открытия выпускного клапана не менее 110 кПа (1,1 кгс/см2), впускного – 3–13 кПа (0,03–0,13 кгс/см2).

Tags
No Tag

No responses yet

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector